Из политдонесения Политуправления 1-го Украинского фронта о методах действий ОУН и подразделений УПА

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.09.10
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 305-310
Архив: 
ЦА МО РФ. Ф. 32. Оп. 11289. Д. 593. Л. 563-569. Подлинник

Не ранее 10 сентября 1944 г.I

[...]II

II. МЕТОДЫ ДЕЙСТВИЙ УКРАИНСКИХ ФАШИСТОВ - ОУНовцев

Прилагаемые копии двух инструкций ОУНовцев от 24 июля 1944 года — «К сведению и исполнению районным и подрайонным руководителям» и от 14 августа 1944 г.III раскрывают систему конспирации и методы действий ОУНовцев, их установки, дававшиеся организациям на местах.

Инструкция от 24 июля показывает, как деятельно готовились украинские фашисты к приходу Красной Армии. Производился набор в школы и сотни УПА. Молодежь отправляли в школы кадров. Остальных членов организации и симпатизирующих организовывали в кусты. Производился учет людей и сбор оружия. Из организаций изымали «людей большевистского воспитания». Подготавливались законспирированные укрытия. Устанавливались формы и виды связи кустов со старостами и т.д.

Вторая инструкция ОУН от 14 августа с.г., составленная уже в период освобождения Красной Армией территории Западной Украины, содержит указания о переходе ОУНовских банд к активным действиям. Инструкция приказывает вооруженным отрядам уничтожать военнослужащих, евреев и поляков, разбрасывать листовки, срывать мобилизацию в РККА — «В армию никто не идет», прятать и уничтожать списки населения.

Методы действий ОУНовцев самые разнообразные, в них видна школа немецко-фашистской разведки. ОУНовцы не гнушаются ничем. Если в начале августа ОУНовские банды совершали нападения на отдельные воинские подразделения, террористические акты в отношении отдельные военнослужащих, партийного и советского актива, то теперь, когда ОУНовцам нанесен ряд сокрушительных ударов, они уходят из лесов, оседают в селах и продолжают действовать мелкими диверсионными группами.

В ночь с 1 на 2 сентября банда в количестве 20 чел. совершила нападение на контрольную телефонную станцию дивизии, где начальником политотдела тов. ВИШНЯК. На оклик часового бандиты ответили очередью из автомата. У дома бандиты назвали себя бойцами из отряда НКВД и требовали открыть дверь. Телефонисты стали отстреливаться. На помощь прибыл отряд пограничников. Бандиты скрылись в лесу.

ОУНовцы на дорогах, где нет оживленного движения или по ночам, пользуясь внезапностью, совершают нападения на автотранспорт, на отдельных бойцов и командиров, на команды сопровождающие гурты скота и т.д. Под конвоем старшины и двух рядовых из 239 АЗСП 2 сентября направлялись в тыл 6 пленных. По дороге на них напали бандиты, захватили конвой и 3-х пленных. Розыски их были безрезультатны.

В селе Оленичи Рогатинского района 25 августа банда напала на группу военнослужащих из батальона аэродромного обслуживания. Бандиты убили сержанта, захватили двух бойцов. Их командиру - ст. лейтенанту удалось скрыться от бандитов. Прибывшая группа бойцов железнодорожного батальона нашла убитого сержанта, освободила бойцов и отобрала автомашину. Командование местных органов НКВД на месте расстреляло председателя сельсовета, покрывавшего бандитов и отказавшегося сначала указать - куда они спрятали захваченных бойцов.

В селе Литыня 2 сентября с.г. группа бойцов из полка, где заместителем командира по политчасти майор ФЕДОСЕЕВ, под командой лейтенанта УКРАИНСКОГО производила заготовку продуктов. Бойцы узнали, что в одном доме зарыто оружие бандеровцев. При обыске нашли гранату и печать окружного комитета бандеровцев. У дома организовали засаду и ночью задержали двух бандитов. Под охраной бойцов ЛУБЕНЕЦ и НОСЕНКО они были отправлены в комендатуру. На обратном пути на бойцов в 2-х клм. от этой деревни напала банда. ЛУБЕНЕЦ был убит, а НОСЕНКО ранен. Обоих бойцов бандиты стащили с повозки, отобрали оружие, ножами нанесли раны. Услышав шум приближающейся автомашины, бандиты скрылись. Прибывший заградотряд их не обнаружил.

Бандиты 10 сентября обстреляли автомашину «Студебеккер» из 45 автополка, работавшую на перевозке зерна в Белобожницком районе Тарнопольской области. Водитель машины, два уполномоченных РК КП(б)У и три бойца, охранявшие зерно, вступили в перестрелку с бандитами. Убив 3-х бандитов, они были вынуждены отойти. При перестрелке был убит ехавший в машине райвоенком и ранен другой офицер. Бандиты захватили одного бойца и находившихся в машине председателя сельсовета, заместителя райупол[номоченного] Наркомзага и начальника почты.

Находившаяся на станции Козова западнее Тарнополя техническая рота железнодорожной бригады 26 августа получила сообщение, что к станции движется банда ОУНовцев. Немедленно была организована оборона станции и поселка. Вышедшая со станции походная колонная батальона с имуществом этой бригады в 10.00 утра подверглась нападению крупной банды до 300 чел. Батальон быстро развернулся в боевой порядок, ответил огнем, оттеснил бандитов с шоссе и повел бой. В это время вторая банда в 100-150 чел. повела наступление на станцию и поселок. Ее встретила техническая рота, работники НКВД и группа партизан — всего 50—60 чел. Бой затянулся. К 14.00 на станцию пришел эшелон зенитного артиллерийского дивизиона и двумя орудиями открыл беглый огонь по бандитам. Бандиты смешались и стали отходить. Как выяснилось, они имели около 15 станковых и ручных пулеметов, 12 минометов (50 мм), автоматы и винтовки. Получив организованный отпор, несмотря на свое численное превосходство, банды ничего не добились и свое намерение — захватить станцию со складами осуществить не смогли.

Бандиты рядятся в различные личины. Рядовой ГАДЖУК из 113 АЗСП с группой бойцов работал в селе Влодзимерце Журавновского района в комиссии по мобилизации местного населения ГАДЖУК и другой боец 14 августа с двумя призывниками, назвавшимися парикмахерами, был направлен в их село за парикмахерским инструментом. Доехав до леса, «парикмахеры» слезли с подводы и пошли пешком. В это время из леса внезапно появилась группа бандеровцев и обстреляла подводу. При перестрелке боец был убит, а ГАДЖУК ранен в руку и уведен бандитами. Приведя его в село, они сняли с него гимнастерку, шаровары и ботинки, отобрали комсомольский билет. Во дворе, где сидел ГАДЖУК, собралось около 20 бандитов, среди которых находились «парикмахеры». Улучив удобную минуту, ГАДЖУК убежал и сейчас находится в госпитале.

В 5 км от дер. Кавско Стрыйского района 22 августа разгромлен штаб ОУНовской банды. Спасавшиеся от преследования бандиты сбрасывали с себя немецкое обмундирование, оставаясь в крестьянской одежде и маскируясь под косарей. При разгроме этой банды были захвачены 3 пулемета, 8 автоматов, 2 ящика немецких гранат, 3 тыс. патронов, рация, 4 лошади с вьюками (немецкое обмундирование и 3 русских командирских шинели), карта, приказы, списки состава банды, списки распределения на работу в советские учреждения, агитационная литература и пишущая машинка.

В селе Печенежин западнее Коломыя 20 августа группа бандитов, переодетых в красноармейское обмундирование, с провокационной целью напали на гражданское население и убили двух граждан — престарелых женщину и мужчину.

26 августа капитан МАЛЫШЕВСКИЙ с двумя бойцами из дивизии, где начальником политотдела тов. ВЕПРИНЦЕВ, находившийся в селе Ягельница юго-западнее Чертков для заготовки сена, встретил подозрительного человека, обнаружил у него наган, арестовал и запер в погреб. После этого МАЛЫШЕВСКИЙ пошел ужинать к местному учителю, где выпил. В полночь в хату вошли 4 бандита в немецкой форме и в упор застрелили МАЛЫШЕВСКОГО. К трупу прикололи записку — «Германия превыше всего».

ОУНовцы прибегают к коварным диверсионным методам, заимствованным ими у немцев. В ночь на 25 августа в расположении 456 отдельного автотранспортного батальона в гор. Болехов, рядовой ЯКИМЧУК, охранявший помещение кухни, услышал в темноте шорох около колодца. На оклик никто не отозвался. ЯКИМЧУК выстрелил. Прибежал дежурный с группой автоматчиков. Обследовали этот район, но никого не нашли. Командир батальона майор ЕЛИН запретил брать воду из колодца, приказав подвергнуть ее лабораторному анализу. В воде оказался мышьяк.

Действующие по указке немецкой разведки, ОУНовцы проходят у них школу диверсионной работы. Сдавшийся в плен диверсант-ОУНовец сообщил, что 30—31 августа немцы перебросили через линию фронта группу специально обученных диверсантов-ОУНовцев из числа жителей села Бергомет и других населенных пунктов с заданием - совершать диверсионные акты, в основном, по подрыву мостов и минированию дорог.

Бойцы из 284 ОИПТД задержали 4-х бандеровцев из села Лопушино. У них обнаружены 1 противотанковая и несколько противопехотных мин с капсюлями к ним. Задержанные показали, что их группа, насчитывающая 50 чел., сейчас боится жить в лесах и проживает в огородах, находя приют у своих единомышленников. В Лопушино эта группа в течение 3-х недель изучала вооружение нашей и немецкой армий. Готовясь к действиям в качестве подрывников, они особенно тщательно изучали минное дело.

Действиями ОУНовцев объясняются подрывы на дорогах в тылу, имевшие место в последнее время. На дорогах, где непрерывно движется автотранспорт, повозки и люди, происходят взрывы. Например, 9 сентября у дер. Литыня взорвалась на дороге немецкая прыгающая мина. Было убито 8 военнослужащих и ранено 62, из них 13 — тяжело. У дер. Яблонув 28 августа на мине подорвалась повозка. Убит боец и повозка разбита. По дороге все время ездили. Слушатели курсов младших лейтенантов, участвующие в операциях по прочесыванию лесов, захватили у бандитов много различного оружия, в том числе 200 противотанковых немецких мин, 15 ящиков и 180 мин различного назначения.

У ОУНовцев разветвленная сеть шпионажа, в которую под угрозой репрессий, втягивается и местное население. Под видом мирных сельских жителей ОУНовцы собирают сведения о воинских частях. Известны многочисленные случаи, когда ОУНовцы по ночам ходят в населенных пунктах и выведывают какие в них части расположены, какова охрана, какое имеется оружие и т.д.

В селе Вежбица Ходоровского района находился отряд из 20 бойцов, посланных для работы по мобилизации. ОУНовская банда в 70 чел. окружила деревню. Завязался бой. Один боец сообщил об этом в райвоенкомат. Собрали отряд в 100 чел. Бандиты после стычки бежали. Было убито 5 и захвачено 5 бандитов. Выяснилось, что эта банда имела намерение напасть на гор. Ходоров, разведывала — сколько в нем госпиталей и какова охрана в них.

В районе дислокации корпуса, где начальником политотдела тов. ДЕМИН, были задержаны две женщины — связные ОУНовской банды. Они обеспечивали связь с районным центром ОУН, находившимся в лесу.

Одним из основных методов действий ОУНовцев является запугивание населения и террористические акты в отношении сельского партийного и советского актива. Выстрелы из-за угла и в окна по активистам и захват их, зверские убийства, посылка анонимных угрожающих писем — распространенный и излюбленный метод действий ОУНовских банд.

В селе Яблонов 12 августа бандеровцы убили председателя суда, рассылают активистам анонимные письма с предупреждением о расстреле. Такие письма были присланы делопроизводителю местного РО НКВД и членам боевой дружины. В селе Ясень 2 сентября бандиты убили председателя сельсовета. На дороге у села Пирогов бандеровцы захватили и увели с собой 2-х председателей сельсоветов, шедших на совещание в РИК. В селе Лойова в ночь на 5 сентября группа бандитов убила секретаря сельсовета.

ОУНовские банды совершают нападения на села, где проживают поляки. В ночь на 19 августа большая банда напала на поляков, проживающих в селе Пановище. Бандиты убили 18 и тяжело ранили 19 поляков, сожгли их дома, а имущество увезли в лес. В селе Соколув в 8 км от гор. Стрый 20 августа ОУНовцы вырезали 15 семей поляков, сожгли село и имущество увезли в лес. Ночью на 24 августа в г. Самбор по улице Наводова бандеровцы истребили семью поляков: мужа, работавшего на железной дороге, жену и двух дочерей - 8 и 18 лет. Жители поляки села Луговец заявляют, что они боятся нападения бандеровцев и, в целях самосохранения, на ночь собираются по несколько семей в одну хату. В селе Завадовка поляки организовали добровольческий отряд.

Среди населения ОУНовцы продолжают вести агитацию о предстоящих, якобы, репрессиях со стороны советских органов, насильственном создании колхозов, изъятии скота и сельскохозяйственных продуктов и т.д. ОУНовцы стремятся втянуть население в работу по ведению контрреволюционной агитации среди бойцов Красной Армии. В этом отношении показательна исключительная по своей наглости и цинизму, недавно выпущенная ОУНовцами, инструкция - «Наша пропаганда среди красноармейцев» (перевод прилагается). ОУНовцы разбрасывают в нашем тылу листовки, обращенные к красноармейцам и командирам. Эти листовки рассчитаны, главным образом, на разжигание национальной розни113.

Отдельные и еще не ликвидированные ОУНовские райцентры, находящиеся в лесах, обладают и типографиями, что дает возможность ОУНовцам выпускать листовки в массовых тиражах. По поступившим сведениям такая типография имеется у ОУНовцев в Ходоровском районе. В селе Перегинск 2-го сентября около РИКа ночью были расклеены 7 антисоветских плакатов и разбросаны листовки, призывающие бойцов переходить с оружием на сторону ОУНовцев.

Каждое мероприятие Советской власти ОУНовцы встречают в штыки и ведут разнообразную клеветническую агитацию. В период проведения мобилизации ОУНовцы терроризировали сельский актив, угрожали мобилизуемым и их семьям, перехватывали команды призывников и угоняли их в лес. Много мужского населения и сейчас еще находится в лесах, уклоняясь от мобилизации и участвуя в бандах.

Среди населения ОУНовцы сеют неуверенность в прочности Советской власти в Западной Украине. В селе Волчатые многие крестьяне отказываются от наделов из площади, принадлежавшей помещику, говоря, что он, может быть, скоро вернется. В селе Залесье крестьяне не убирали урожая, так как бандеровцы распустили слух, что Советская власть все равно заберет весь урожай. В селе Чермхув Ходоровского района население отказалось выполнить государственные поставки хлеба и продуктов, ушло в лес, забрав с собой скот. В селе остался один учитель.

В связи с проводимым набором девушек на работу в Донбасс, ОУНовцы среди местного населения распускали слухи: «В Донбасс их загонят, будут заставлять работать, а кушать не дадут» и «Лучше ехать в Румынию, чем в Донбасс»114.

Проводимые войсками фронта операции по прочесыванию лесов, подтверждают наличие многочисленных банд ОУНовцев, пополнившихся уклоняющимися от мобилизации. 3а время с 18 августа по 9 сентября 1944 года, во время облав в лесах убито 1474 бандита, захвачено 1897. Кроме того, задержано 27 немецких агентов, 96 дезертиров и свыше 4652 уклонявшихся от мобилизации. На поле боя подобрано и захвачено на складах 67 пулеметов, 487 винтовок и автоматов, 194 тыс. патронов, 1048 гранат и другое военное имущество. Вскрыто и ликвидировано несколько районных центров формирований банд. Характерно, что в составе банд имеются немцы и венгры, что является доказательством неразрывной связи украинских националистов с гитлеровцами и используются нами для разоблачения их среди местного населения.

В полосе армии, где начальником Политотдела т. БРЕЖНЕВ, с 20 августа по 8 сентября проведено 10 операций по ликвидации ОУНовских банд. Разгромлены штабы сотен — «Бойка», «Крига», «Гук», «Мельница» и «Воскрес», которые оперировали в районах сел — Долнуто, Неговцы, Якубов, Тросцянец, Чолханы и Кадобное. Убито 214 бандитов и арестовано - 80. Захвачены: 1 ротный миномет, 3 ручных пулемета, 50 винтовок и автоматов, 6500 винтовочных патронов, 7600 патронов ТТ, 35 мин и 154 ручных гранаты.

Операции по ликвидации ОУНовских банд заставили их изменить свою тактику. Бандисткие группы уходят из лесов в населенные пункты, маскируясь под мирных жителей и расчленяясь на мелкие бандитские группы. Часть групп продолжает скрываться в лесах и производит террористические налеты. Бандиты стали менее уловимы. Борьба с ними усложнилась и требует тщательной разведки, работы среди населения и быстроты по преследованию и уничтожению бандитов.

У отдельных активных ОУНовцев, начинающих понимать безнадежность своего положения, появляются упадочнические настроения. В дневнике арестованного одного из активных бандеровцев — сельского учителя записано:

«Дисциплины нет никакой. Командует тот, кто сильнее. Кто как может - загребает себе, а про организацию даже не думает. Хочется украинского государства, но не с кем его создавать».

(Перевод с украинского). [...]IV

Начальник политического управления 1-го Украинского фронта,

генерал-майор    

С. Шатилов

_________________________

I Датируется по тексту документа.

II Опущен раздел I, содержащий обзор событий на территории Западной Украины накануне войны и в период немецкой оккупации.

III Не публикуется. См. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 336. Л. 44—47.

 113    В инструкции УПА «Наша пропаганда серед червоноармійців», в разделе «Как и о чем должно разговаривать украинское население с красноармейцами» населению устанавливают следующие правила поведения: «...не избегать разговоров с красноармейцами, не прятаться в темные углы, не быть... молчунами...» Бойцов Красной Армии надо благодарить за освобождение, угощать, «обязательно дать выпить и закусить», «...жаловаться на все немецкое так, чтобы из разговора можно было понять, что все немецкие издевательства и грабеж существуют также и при сталинском режиме». (РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 125. Д. 336. Л. 50-58).

114    Мобилизция девушек на работы в Донбасс проводилась принудительными мерами, порой путем облав, как, например в г. Овруч, где «2 июля 1944 г. милиция г. Овруча с согласия районного руководства окружила городской рынок и приступила к проверке документов у граждан, собравшихся на базар. Среди на селения поднялась паника и часть граждан, особенно девушки, которых собирали отдельно, разбежались кто куда. Жители города об этой облаве ведут самые нездоровые разговоры, намекая на то, что мол немцы тоже практиковали такие методы вербовки населения». Это отметил военный корреспондент Совинформбюро Волошин в своем письме начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрову от 10 июля 1944 г. Все районы Право-бережной и Западной Украины получали подобные разнарядки, и местные власти шли по самому легкому пути, вместо того чтобы вести разъяснительную работу. Корреспондент делает логичные вывод о том, что в недавно совобожденном Овруче «каждое политическое мероприятие, делающееся через пень-колоду, дает богатый материал для вражеской агитации. Я слышал от местных жителей, что под влиянием слухов, часть девушек бежала в села, чтобы не попасть на трудовой фронт» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 235. Л. 81-83).