Записка по прямому проводу Г. Г. Ягоды начальнику УНКВД Ленинградской обл. Л.М.Заковскому о выселении кулаков и антисоветского элемента из пограничных районов области. 25 марта 1935 г.
№ 158
Записка по прямому проводу Г. Г. Ягоды начальнику УНКВД Ленинградской обл. Л.М.Заковскому о выселении кулаков и антисоветского элемента из пограничных районов области120
№ 55709 Ваш № 34923
1. Операцию по очистке погранполосы Ленинградской обл. и Карелии от кулацкого и антисоветского элемента в порядке репрессии проведите в две очереди. Первую очередь — 22-километровой погранполосе, вторую очередь — 100-километровой погранполосе (особые погранокруга и районы) и 50-километровой погранполосе Карелии.
2. Операцию первой очереди начать 1 апреля и закончить 25 апреля. Одновременно развернуть подготовительные мероприятия по проведению операции второй очереди.
3. Лиц, проходящих по агентурным разработкам и изобличаемых в конкретной контрреволюционной деятельности, выделить из общего числа выселяемых, репрессировать, провести форсированное следствие с последующей передачей дел на рассмотрение облсуда и особого совещания НКВД121.
4. На весь период операции усилить охрану границы, использовав в этих целях все части погранохраны с привлечением также баз содействия. Принять все меры к недопущению бегства репрессированных за кордон. Части внутренней охраны использовать в необходимой мере для содействия операции в глубине погранполосы, не допуская их к линии границы и не ослабляя охраны объектов.
5. Операцию очистки погранполосы провести силами личного состава аппаратов НКВД Ленинградской обл. Для усиления разрешаю использовать слушателей третьей пограншколы и ВПШ, находящихся в Ленинграде, не назначая их, однако, комендантами эшелонов. В помощь опергруппам привлечь совпарткомсомольский актив.
6. Намеченное Вами число выселяемых в первую очередь погранполосы — 3547 семей — утверждается. Выселение провести одновременно по целому району.
7. Выселяемые направляются: 1 тыс. семей — в Таджикистан, 316 семей из Карелии — в Западную Сибирь, остальные — в Казахстан.
8. При проведении операции не допускать выселения бывших красных партизан, семей красноармейцев, переменников и иностранно-подданных.
9. Отбор выселяемых производить в строго индивидуальном порядке, оформлять в точном соответствии с приказом бывшего ОГПУ № 042 1933 г. На каждую семью должно быть вынесено постановление УНКВД Ленинградской обл.
10. Выселению подлежат только семьи, имеющие в своем составе не менее одного трудоспособного члена семьи.
11. Все выселяемые должны быть обеспечены двухмесячным запасом продовольствия, в том числе печеным хлебом на весь путь следования, также одеждой и обувью. На каждые пять семей выделить одну лошадь и, по возможности, корову. Выселяемым разрешается брать с собою домашние вещи до 30 пуд. и денег без ограничения суммы. Для снабжения выселяемых в пути горячей пищей каждый эшелон снабдить двумя походными кухнями, для чего в каждый добавить два вагона.
12. Отправку выселяемых производить эшелонами. Самостоятельный выезд выселяемых категорически запрещается. Охрана выселяемых в пути следования и выделение комендантов эшелонов возлагается на УНКВД Ленинградской обл., не привлекая к этому части пограничной и внутренней охраны.
13. Всех глав и заменяющих трудоспособных членов семей выселяемых арестовать за 5 —7 дней до начала выселения.
14. Для руководства операцией командируйте на места оперативных работников УНКВД Ленинградской обл., обеспечив четкий порядок проведения операции и устойчивое политсостояние погранрайонов.
15. В трехдневный срок сообщите ТО ГУ ГБ пункты погрузки с указанием числа семей, людей, скота и груза на каждой станции, потребное количество вагонов, желательные сроки отправки эшелонов. Отправку выселяемых производить по одному эшелону в сутки. Графики движения эшелонов будут высланы дополнительно.
16. О ходе операции доносить СПО ГУ ГБ и ГУ ПВО ежедневно по проводу к двадцати часам с указанием: числа арестованных глав семей и одиночек, результаты следствия, данные о контрреволюционной деятельности, выявленные в процессе аг[ентурно]-следственных мероприятий; количества отобранного оружия, контрреволюционной литературы и т. д.; количества изъятых семей; количества погруженных в эшелоны семей, человек, скота; имевших место происшествиях и эксцессах.
Ягода.
120 Зимой 1934 г. — весной 1935 г. было принято решение о выселении из пограничной полосы в трудпоселки «кулацкого и антисоветского элемента». Как указывалось в директиве Агранова УНКВД Калининской обл., выселению подлежали лица, связанные «с закордоном», родственники бежавших за кордон, родственники репрессированных за шпионаж, повстанческую и диверсионную деятельность, лица, замеченные в хищении соцсобственности, вычищенные из колхозов, ранее репрессировавшиеся, ведущие антисоветскую агитацию и распространяющие провокационные слухи, деклассированный и бродяжнический элемент, бежавшие из ссылки кулаки (ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 8. Л. 54 — 57). Из приграничных районов УССР и БССР предполагалось выселить по 2 тыс. семейств (там же. Л. 19 — 20, 52), Калининской обл. — 300 семейств и т.д. Из Ленинградской обл. и Карельской АССР к июню 1935 г. было выселено 5059 семей (ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 30. Л. 13).
121 В компетенцию Особого совещания при ОГПУ входило рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях, шпионаже, контрабанде, фальшивомонетничестве и валютных операциях, а также дел по бандитизму, о тунеядстве, торговле наркотиками и спиртом, содержании притонов, о спекуляции на черной бирже и другим особо опасным уголовным преступлениям.
В конце 20-х годов на Особом совещании при ОГПУ слушались законченные следствием дела, предварительно рассмотренные на заседании «троек», которые были образованы циркулярами ОГПУ в 1929 и 1931 гг. В состав «троек» входили руководители оперативных управлений — отделов ОГПУ и Постоянного представительства ОГПУ в Московском военном округе, рассматривавшие дела, представляемые центральным аппаратом, а в отдельных случаях и местными органами.
С образованием НКВД СССР 10 июля 1934 г. ОГПУ было ликвидировано и его оперативные подразделения вошли в Главное управление госбезопасности нового наркомата. В составе НКВД СССР Особое совещание было сохранено и действовало при наркоме внутренних дел. Его права были урезаны, так как оно имело право выполнить приговоры о заключении в ИТЛ, ссылке и высылке до 5 лет или высылке за пределы СССР в отношении лиц, «признаваемых общественноопасными». В Особое совещание при наркоме входили его заместители, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции и нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло уголовное дело. В заседаниях предусматривалось обязательное участие прокурора Союза или его заместителя.
В ноябре 1938 г. «тройки» и «двойки» были ликвидированы, но как внесудебный орган Особое совещание сохранялось без изменения функций. Оно продолжало существовать при МГБ и МВД СССР и было упразднено по Указу Президиума Верховного Совета СССР 1 сентября 1953 г.