Сообщение командира охранной полиции и СД в дистрикте Галиция оберштурмбанфюрера СС Й. Витиска в Главное управление имперской безопасности штурмбанфюреру СС Поммерингу о контактах УПА с армией, полицией, гражданской администрацией
г. Львов
15 июля 1944 г.
Перевод с немецкого языка.
Секретно
Государственной важности
Донесение
Ценное письмо — 1050 марок
3 экземпляра
1 экземпляр
в Главное управление имперской безопасности
штурмбанфюреру СС и амтсрату Поммерингу (лично) Берлин
Содержание: Контакты УПА с инстанциями вермахта, полиции и гражданской администрации
Предшествующие документы: текущие донесения
7 июня 1944 г. состоялась очередная встреча референта отдела N с ГЕРАСЫМИВСЬКИМ. Обсуждался главным образом вопрос об использовании агентов-диверсантов и диверсантов-радистов за линией советско-русского фронта, а также об оставлении агентов-радистов на тот случай, если в ходе военных действий будет оставлена часть территории дистрикта Галиция. Эти переговоры велись также в интересах расквартированной здесь зондеркоманды «ЦЕППЕЛИН»96 в соответствии с Вашим приказом, поступившем в телеграмме № 63773 от 27 июня 1944 г. (IV А 26 — 227/44, секретно)
Относительно подготовки агентов-радистов и диверсантов с целью использования их за советско-русской линией фронта ГЕРАСЫМИВСЬКЫЙ заявил, что по этому вопросу УПА поддерживает связь с вермахтом, а охранная полиция - с бандеровской группой ОУН. Между вермахтом и УПА уже давно существует договоренность, в соответствии с которой УПА будет выделять из своих рядов агентов-радистов и агентов-диверсантов. Поэтому нет никакой необходимости раскрывать этих боевиков УПА перед охранной полицией, тем более, что она может сообщать вермахту интересующие ее задачи, которые затем могут быть выполнены агентами-радистами и диверсантами одновременно с выполнением заданий в интересах вермахта. Прошу по возможности скорее сообщить о Вашем согласии с таким предложением, а также о возможных особенно важных задач[ах] для разведчиков и диверсантов в советско-русском тылу.
Предложение об оставлении агентов-радистов на случай возможного оставления части территории дистрикта Галиция ГЕРАСЫМИВСКЫЙ обещал доложить в штабе бандеровской группы ОУН и на следующей встрече сообщить, сможет ли УПА выделить своих людей для работы в моих интересах и в целях, указанных в приведенном выше телеграфном приказе.
ГЕРАСЫМИВСКЫЙ использовал встречу с референтом N, чтобы по ходу сообщения о деятельности УПА в советском тылу (об этом я уже сообщал в отдельном донесении) указать на то, что УПА лишена возможностей пополняться оружием, боеприпасами и медико-санитарными материалами. Именно поэтому она вынуждена очень экономно и осторожно расходовать указанные средства, что в свою очередь не может не отразиться на активности и эффективности ее действий. Он утверждает, что интересы Германии никак не пострадают, если немецкая сторона согласится сбрасывать с самолетов оружие, боеприпасы и медикаменты для частей УПА, действующих в тылу противника. Наоборот, будучи лучше вооруженной и оснащенной, УПА-Ост (УПА — Восток) сможет более надежно отстаивать военные интересы Германии. У референта N создалось впечатление, что бандеровская группа ОУН была бы готова на значительные уступки, если бы была найдена возможность снабжать УПА оружием и снаряжением с помощью охранной полиции.
Прошу как можно скорее сообщить, есть ли против этого какие-то серьезные возражения. Надеюсь, что мне удастся добыть некоторое количество оружия, используя возможности начальника СС и полиции и группы армий «Северная Украина», а затем с помощью самолетов зондеркоманды «Цеппелин» доставить его в советско-русский тыл.
В рамках этого комплекса ГЕРАСЫМИВСКЫЙ поднял вопрос, не целесообразно ли уже сейчас подумать о закладке на территории дистрикта Галиция складов оружия и боеприпасов для УПА. Однако этими складами она может воспользоваться лишь в том случае, если германский вермахт будет вынужден и в последующем оставить часть территории дистрикта Галиция. Эти склады могли бы содержаться германской стороной в полной тайне и охраняться так, чтобы они оставались недоступными для посторонних до самой эвакуации.
Впрочем, он берет на себя ответственность за то, что УПА, которой будет сообщаться о местах нахождения складов лишь при отходе германских частей или охранной полиции, не будет пытаться овладеть этими складами раньше.
С моей точки зрения, и в этом случае нам не грозит опасность, так как склады будут соответствующим образом замаскированы и обеспечены охраной. Однако, прежде чем продолжать переговоры по этому вопросу и обсуждать технические подробности, я хотел бы вначале узнать Вашу точку зрения.
Как уже упоминалось выше, можно с уверенностью ожидать, что бандеровская группа ОУН и УПА пойдут на еще большие уступки и встречные услуги,
если они найдут поддержку с нашей стороны в рамках договоренностей, обеспечивающих нерушимость германских интересов и участия УПА в борьбе с большевизмом. Я бы очень приветствовал одобрение упомянутых выше мероприятий со стороны Главного управления имперской безопасности (РСХА), так как это послужило бы интересам укрепления моих связей и усилило бы диверсионную деятельность, направленную против враждебных тыловых служб и советско-русской администрации.
(Подпись)
Перевел А. Шевчук
______________________
96 Организация «Цеппелин», или предприятие «Цеппелин» (нем. — Unternehmen Zeppelin) -разведывательно-диверсионный орган, созданный в марте 1942 г. в структуре VI управления РСХА (СД — Заграница) для работы в советском тылу. Наиболее известной его операцией является попытка уничтожения И.В. Сталина в 1944 г. На «Цеппелин» возлагались задачи политической разведки, диверсионной деятельности и создания сепаратистских национальных движений в советском тылу. «Цеппелин» последовательно возглавляли штурмбаннфюрер СС Куррек, штурмбаннфюрер СС Редер, оберштурмбаннфюрер СС доктор Грефе, штурмбаннфюрер СС доктор Хенгельхаупт, обер-штурмбаннфюрер СС Рапп.
Штаб «Цеппелина» состоял из аппарата начальника органа и трех отделов: Z1 - комплектование личного состава и оперативное руководство низовыми органами, материальное снабжение; Z2 — обучение агентуры; Z3 — обработка материалов деятельности особых лагерей, фронтовых команд и агентуры.
Весной 1942 г. «Цеппелин» сформировал при группах армий на советско-германском фронте четыре зондеркоманды. В их функции входили: 1) работа с военнопленными - опрос на предмет сбора разведданных о внутриполитическом положении в СССР и отбор кандидатов в агенты; 2) сбор обмундирования, документов и других материалов для снабжения агентуры; 3) отправка отобранных военнопленных в особые учебные лагеря «Цеппелина», иногда — подготовка агентов на месте; 4) переброска агентов через линию фронта.
Весной 1943 г. с целью концентрации сил вместо зондеркоманд сформировали две «главные команды» (нем. — Hauptkommando): А) «Руссланд Митте» (Россия — Центр), позднее переименованная в «Руссланд Норд» (Россия - Север), начальник - штурмбаннфюрер СС Краус; Б) «Руссланд Зюд» (Россия — Юг), она же «Штаб доктора Редера», начальник — штурмбаннфюрер СС Феннер. Начальник главной команды подчинялся непосредственно главному штабу «Цеппелина» в Берлине и имел полную самостоятельность в оперативной деятельности.