Донесение командира охранной полиции и СД в дистрикте Галиция оберштурмбанфюрера Й. Витиска в Гл. упр. имперской безопасности, группенфюреру СС Г. Мюллеру и нач. полиции безопасности в Генерал-губернаторстве Биркампу о контактах УПА с вермахтом и Абвером

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.04.22
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 177-180
Архив: 
ЦДАВО Украіни. Ф. 4628. Oп. 1. Спр. 10. Арк. 258—264. Подлинник.

г. Львов    

22 апреля 1944 г.

Перевод с немецкого языка

Секретно

IV N-90/44    

Львов

1) Телеграмма

В делопроизводстве обращаться как с документом под грифом «Совершенно секретно, государственной важности»

В Главное управление имперской безопасности,

группенфюреру СС Мюллеру (лично) Берлин

Начальнику полиции безопасности в генерал-губернаторстве

оберфюреру СС и генерал-майору полиции БИРКАМПУ (лично) Краков

Содержание: О контактах УПА (Украинская повстанческая армия) с вермахтом, полицией и учреждениями гражданской администрации.

Предшествующий документ: мое донесение от 15 апреля 1944 г. — IV N-90/44

Как уже сообщалось, вермахт, и прежде всего Абвер, будет и впредь продолжать сотрудничество с УПА191. С целью информации об истинных намерениях контрразведки относительно УПА 19 апреля было проведено информативное совещание руководителей трех отделов контрразведки группы армий «Юг». На этом совещании были приняты следующие установки:

1). Абверкоманда 101 (полковник ЛИНХАРДТ)73. Подполковник Л. занимался до этого главным образом контрразведывательной деятельностью среди военнопленных. Но в связи с быстрым продвижением русских в настоящее время почти невозможно использовать эти данные в интересах боевых действий вермахта. По этим соображениям остается лишь одна возможность: использовать ее для обслуживания боевиков УПА. Для использования в качестве агентов здесь могут использоваться лишь военнообязанные и решительные личности, как правило, сторонники бандеровской группы или УПА в дистрикте Галиция. Другие круги, стоящие вне ОУН, не готовы к боевым действиям и не располагают соответствующими силами. Попытки Украинского комитета помощи заполучить агентов потерпели неудачу. Без контактов с УПА разведывательная и контрразведывательная деятельность этой команды немыслима вообще.

Поступающие от УПА разведматериалы военного характера чрезвычайно обширны (10-15 донесений ежедневно). Большая часть этих материалов представляет ценность с военной точки зрения и используется войсками. К этому можно прибавить, что в некоторых случаях подразделения украинских банд вели боевые действия вместе с германским вермахтом против Красной Армии и большевистских банд. Важность этого факта пока еще не нашла должной оценки. И все же части УПА понесли большие потери и уже оказали нам в некоторых политических ситуациях неоценимые услуги. Важно то, что украинские банды прекратили боевые действия против немцев в прифронтовой зоне. Но с другой стороны не следует забывать о значительных нарушениях в работе служб подвоза и снабжения.

2).    Абверкоманда 202 (подполковник Зелигер)74.

Подполковник 3. придерживается того же мнения. Его задача, состоящая в том, чтобы совершать диверсии за линией фронта, может быть выполнена лишь силами УПА. На оккупированных русскими территориях лишь УПА представляет единственную враждебную силу. Ее усиление путем поставок оружия и обучения определенных кадров — тоже в интересах вермахта. Связь с подразделениями, действующими за линией фронта, может быть установлена только подразделениями, находящимися на территории, занятой германскими войсками. Он будет вынужден вербовать боевиков УПА на территории Галиции, а затем, после их обучения и снаряжения, сбрасывать в тылу русских с самолетов, а более крупные группы будут проникать сквозь бреши в линии фронта. Согласие высших инстанций в Берлине получено. Связь поддерживается уже давно через одного связника с ШУХИЕВИЧЕМ192, уже завербовано несколько человек для предстоящего обучения. Предложение Ш. оснастить все находящиеся на территории дистрикта Галиция части УПА и постепенно перебросить их через бреши в линии фронта не было принято по соображениям безопасности. И все же в ближайшее время он с согласия Берлина сосредоточит группу числом в 100 человек непосредственно у переднего края на участке Делятин — Станислав, вооружит ее и с помощью действующих там германских частей перебросит за линию фронта. План сам по себе технически осуществим. Но за этим первым экспериментом могут последовать и другие события. Он, подполковник 3., ясно представляет себе, что оснащенные в ходе этой акции части УПА в случае последующего наступления немцев могут начать боевые действия против германских частей. Но сейчас самое важное - совершать диверсии в тылу русских. Он не будет ставить конкретных задач агентам УПА.

Для вермахта безразлично, каким образом осуществляют свои диверсии в тылу советско-русских войск находящиеся там подразделения УПА. Решающее значение будет и впредь иметь сам факт, что действующие там банды ведут борьбу против Красной Армии. А то, что такая борьба ведется, подтверждают многие, попавшие в наши руки секретные приказы НКВД и донесения агентов.

3).    Абверкоманды 30575.

Руководитель абверкоманды не заинтересован в сотрудничестве с УПА. Он ведет свою антишпионскую деятельность в основном в сотрудничестве с поляками. Попытки использовать в этих целях людей из УПА оказались неудачными, так как их донесения носят тенденциозную окраску.

Учитывая важность вопроса, я по-прежнему считаю, что берлинские инстанции должны высказать свое основополагающее решение. При этом, на мой взгляд, должны быть учтены следующие моменты:

С одной стороны вермахт заинтересован в сотрудничестве с УПА. Аргументы подполковников Л. и 3. вполне убеждены. С другой же стороны УПА воспользуется полученной свободой передвижения и неофициальным признанием возможностей усиления ее собственных рядов. Проводимая почти во всех округах мобилизация оказывает отрицательное влияние на хозяйственную деятельность (убийства польских специалистов, мобилизация сельскохозяйственных контингентов и пр.).

Добровольческий полк СС, строительные организации, равно как и украинская вспомогательная полиция, большей частью находятся на грани разложения.

Совершая террор против поляков, УПА выступает в дистрикте как внушительная дестабилизирующая сила, она намерена усиливать эту деятельность впредь и стремится увлечь всю украинскую молодежь так называемой «лесной идеей». К этому следует прибавить, что отдельные группы, особенно в южной части дистрикта, не боятся даже нападать на подразделения германского вермахта.

Сравнивая с абвером и вермахтом выгоды с изложенными отрицательными моментами, я прихожу к выводу, что перевес следует отдать последним. А значит, исходя из этого, необходимо запретить германским инстанциям всякое сотрудничество с УПА. Но при этом следует учитывать, что такой запрет повлечет за собой необходимость непосредственного и незамедлительного уничтожения банд УПА. В то же время мы не располагаем необходимыми для этого полицейскими и военными силами. Поэтому я считаю, что по тактическим соображениям будет правильно, если мы станем продолжать переговоры в интересах сдерживания актов саботажа и диверсий на германских коммуникациях со стороны УПА, с целью получения от нее разведданных и недопущения ведения с ее стороны подрывной работы, как это подчеркивалось в ходе переговоров, не давая со своей стороны никаких серьезных обещаний, как, например, оснащение оружием.

Прошу как можно скорее принять решение с учетом моей точки зрения. С представителями военной контрразведки не заключалось никаких соглашений. Руководитель здешней инстанции лишь предупредил руководителей трех абверкоманд о негативных моментах, вытекающих из сотрудничества с УПА.

Командир охранной полиции и СД в дистрикте Галиция IC-N-90/44 д-р Витиска, оберштурмбанфюрер СС и оберрегирунгсрат76

2). Канцелярия отдела IV-N изготовила 2 копии и отправила:

Начальнику СС и полиции в дистрикте Галиция бригаденфюреру СС и генерал-майору полиции ДИГМУ (лично), Львов

В отдел III штурмбанфюреру СС Шенку (лично) с просьбой принять к сведению. Здесь.

Перевел А. Шевчук.

Опубл. частично: Документы изобличают. (Сборник документов и материалов о сотрудничестве украинских националистов со спецслужбами фашистской Германии). Киев, 2004. С. 60-61.

___________________________

73    «Абверкоманда-101» (начальник (с мая 1943 г.) — подполковник Лингард или Линдхардт)была создана в июле 1942 года и придана группе армий «Юг», затем группе армий «А», позже - группе армий «Северная Украина». Вела разведывательную работу против войск Красной Армии на южных участках советско-германского фронта. Позывной - «Меркурий».

74    «Абверкоманда-202» (начальник — подполковник Зелингер или Зелигер) была сформирована в июле 1941 г. и придана группе армий «Юг», затем группе армий «Б», позже — группе армий «Северная Украина». Вела диверсионную работу против войск Красной Армии на южных участках советско-германского фронта. До июля 1942 г. именовалась «АК-2 Юг».

75    «Абверкоманда-305» (начальник — полковник Христианзен) была сформирована осенью 1942 г. в м. Сулеювек (Польша) и придана группе армий «Дон», затем с февраля 1942 г. — группе армий «Юг», позже — группе армий «Северная Украина». Вела контрразведывательную работу против войск Красной Армии и партизан на южном участке советско-германского фронта. С февраля по июнь 1944 года дислоцировалась во Львове. В июле обосновалась в Кракове. Позывной - «Страус».

76    Оберрегирунгсрат — старший правительственный советник (чиновничий ранг в Германии).