Рапорт майора немецкого вермахта о контактах с подразделениями УПА в районе Щепятина и выработке договоренностей о совместных действиях против советских войск

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.04.05
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 130-132
Архив: 
ЦДАВО Украіни. Ф. 4628. Oп. 1. Спр. 3. Арк. 5—7. Копия.

5 апреля 1944 г.

[Перевод с немецкого языка]

Место расположения 5 апреля 1944 г.   

После того, как был налажен контакт с пребывающими в районе Щепятина украинскими бандами, о котором я сообщал во вчерашнем рапорте и было условлено продолжить сегодня обмен мнениями, около 8.00 часов отправился взвод под командованием офицера в Корчов, чтобы оттуда достигнуть Щепятина пешим переходом.

Бандиты организовали усиленную охрану пути следования взвода так же, как и расположенного южнее Щепятина леса, и дали возможность офицеру и руководителю его взвода беспрепятственно прибыть на место. Там их тотчас же привели к вожаку банды, чтобы снова продолжить начатое вчера обсуждение.

В первую очередь следовало рассеять проявлявшееся уже вчера недоверие этих людей, чтобы получить возможно более полные сведения об их истинных намерениях и задачах. Это должно было удастся в продолжении беседы, так как обмен мнениями охватывал на целый ряд пунктов, которые ниже зафиксированы. Сперва офицер разъяснил бандитам, что их вчерашние предложения уже переданы вышестоящим органам и, что решения можно ждать в ближайшие дни. Было условлено о дальнейшей встрече в ближайший понедельник 9 апреля 1944 г. (примечание на полях — понедельник 10 апреля)' между 11.00 и 14.00 часами и пунктом встречи определено кладбище, находящееся у восточного края Унова. Для опознания обоих партий было условлено применять пароль «Броды». Нельзя было добиться согласия на встречу в Раве-Русской или Львове.

Спрошенные об их целях вожаки банд высказались в том смысле, что они поставили своей задачей в первую очередь бороться против польского террора, с одной стороны, и против русских банд, с другой, чтобы оказать пользу своим землякам. Жертвы среди украинского населения на сегодняшний день в обширной области вокруг Замостья составляют, примерно, от 5 тыс. до 7 тыс. человек, по их данным. До сих пор они не проводили каких-либо операций в ущерб немецким интересам и впредь не будут этого делать, чтобы не нарушать взаимного согласия с немецкими оккупационными властями.

Все проведенные до сих пор операции были направлены исключительно против польского элемента, даже если внешне они и выглядели так, как если бы эти действия были направлены против немецких интересов.

Расстройство телефонных связи, к примеру, было мотивировано тем, что они хотели поляков лишить возможности сообщать своим бандам о передвижениях украинцев. Они также выразили пожелание, чтобы польские железнодорожные служащие были уволены, чтобы телефонная сеть железной дороги служила исключительно немецким интересам.

Что касается ограбления немецкого недвижимого имущества, то они сегодня лишь повторили утверждения, содержащиеся во вчерашнем рапорте. Для доказательства своей позиции по отношению к большевикам, они упомянули, между прочим, что крупные соединения украинских банд находятся уже на сегодняшний день в русском тылу с целью любыми средствами нарушать снабжение советских войск (Житомир, Дубно, Киев).

Помимо того, они проводят открытую борьбу с русскими бандами и признают, что причинили чувствительные потери партизанам, вторгнувшимся в феврале, в то время, как те в течение своего наступления и отступления грабили и поджигали почти исключительно украинские деревни.

Помимо того, вожаки банд преследуют цель сформировать из местного населения в полном составе батальон для действий в здешних местах, чтобы обеспечить необходимую охрану украинского населения.

По их собственным признаниям, в первую очередь ощущается нехватка необходимого вооружения и, прежде всего, оружия, которое они, как они сознаются сами, приобретают возможными путями. Для этого используется каждая представляющаяся возможность, в то же время, у них и в мыслях нет возвратить обратно лишь на днях награбленные пистолеты и карабины (железнодорожные служащие в Ухнове и др.). Каждое добытое оружие и каждая похищенная форма подвергается строжайшему учету. На указание офицера, что появление их людей в немецкой униформе нецелесообразно и может лишь повредить престижу немецких сил, последовал ответ, что в данный момент не может быть выбора и, что одежда всякого сорта должна использоваться бандитами. В остальном же, что касается внешнего вида униформ и поведения банда производит впечатление крайне дисциплинированности.

Спрошенные насчет другой банды, передвигающейся яко бы в направлении из Львова, они не могла дать исчерпывающего ответа, идет ли речь об их людях. Они лишь высказали просьбу внимательно следить за этой бандой и обратили наше внимание на то, что это ни в коем случае не дело украинцев, когда в каком-нибудь месте совершаются взрывы на железных дорогах или прочие акты саботажа.

В расположенной в районе Щепятина банде, равно как и в других бандах находятся по их собственным утверждениям крупные контингенты грузин, кавказцев и татар, которые прошли специальное обучение, чтобы затем найти себе применение в русском тылу. Работа этих людей состоит из пропагандистской деятельности и проведения актов саботажа. Считают, что введение этих сил приведет к наступающему лету к значительным успехам. По их заявлению, в течение последнего времени украинская банда в общей сложности захватила

11 русских парашютистов, снабженных новейшими английскими радиоаппаратами и имевших задание установить связь с польскими бандами.

Во время продвижения разведки к Щепятину западнее этой местности был слышен сильный шум сражения. Бандиты объяснили на запрос, что они несколько часов до полудня вели крупный бой с польской бандой.

В 14 ч. 50 мин. разведывательное звено отправилось обратно в Корчов. Руководитель команды прибыл, примерно, в 18 ч. 45 мин. для подачи рапорта в Раву-Русскую.

Майор

(подпись)