Сообщение [председателя полиции безопасности и СД Галиции гауптштурмфюрера СС криминального комиссара Паппе] криминал-комиссару об итогах третьей встречи с представителем центрального руководства ОУН Герасимовским

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1944.03.29
Источник: 
Украинские националистические организации в годы второй мировой войны. Том 2 1944-1945 Москва. РОССПЭН 2012 Стр. 109-111
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 14. Л. 100—102. Заверенная копия; ЦДАВО Украіни. Ф. 4628. Oп. 1. Спр. 10. Арк. 194—199. Заверенная копия.

г. Львов    

29 марта 1944 г.

Перевод с немецкого [языка]

Секретно-государственной важности

1.    Условленная с ГЕРАСИМОВСКИМ встреча на 26 марта 1944 г. по служебным причинам не могла состояться (охрана генерал-губернатора). ГЕРАСИМОВСКИЙ был об этом своевременно письменно поставлен в известность и приглашен на встречу в другое время, которая состоялась 27 марта 1944 г. в 17.00, по Фихтенштрассе 25, кв. 10, у ЛИСТЫ.

2.    Командир41 приказал при третьей встрече с ГЕРАСИМОВСКИМ поставить его в известность о том, что командир лично хочет с ним побеседовать. ГЕРАСИМОВСКИЙ заявил, что лично он не имеет никаких опасений против встречи с командиром полиции безопасности, однако должен получить дальнейшую санкцию провода организации. При согласии провода встреча с командиром должна стояться в его частной квартире 28 марта 1944 г. в 17 час. ГЕРАСИМОВСКИЙ получил согласие на встречу и был доставлен незаметным путем в назначенное время в частную квартиру командира, где произошла беседа между ними.

3.    Командир предварительно заявил ГЕРАСИМОВСКОМУ, что немецкие оккупационные власти и полиция безопасности в особенности понимают стремление ОУН бандеровской группы к самостоятельности и поэтому не обижаются на ее пропагандистскую, организационную и военно-подготовительную деятельность, как на факт, что деятельность ОУН в последнее время во многих областях направлена исключительно против немецких интересов. Командир указал на разложение СС стрелковой дивизии42, влияние на украинскую полицию, пленение и грабеж немецких солдат членами УПА и, наконец, явный террор поляков. Он требовал, чтобы вся эта враждебная к немцам деятельность прекратилась. Если это не случится и УПА будет продолжать свою враждебную к немцам деятельность, то она и ОУН-бандеровская группа будут ответственны за то, что украинский народ и великоукраинская территория позже, при образовании новой Европы, не будут приняты во внимание. Фюрер, прежде всего, солдат и судит народ или народную группу также в основном по его солдатским действиям и добродетелям. Именно сейчас представляется возможность доказать солдатскую добродетель на деле, когда большевистская опасность весьма сильно угрожает Западной Украине. Но создается впечатление, что ОУН-бандеровская группа не видит или не желает понимать эту опасность и занята враждебными по отношению к немцам действиями вместо того, чтобы выступить против большевизма и оказать поддержку немецкому народу, который и сам в состоянии уничтожить большевизм и не допустить его в Западную Европу. Если это положение не изменится, то фюрер не будет видеть в украинском народе фактора, которому следует соответствующее место в новой Европе. Возникает впечатление, что украинский народ не заинтересован в возможности сотрудничать в новой Европе, а также нести для этого жертвы, в то время как латвийцы и литовцы сами ухватились за эту возможность, чтобы призвать свою молодежь к оружию и под руководством Германии дать ей возможность выступить против большевизма. Шаг литовцев и латвийцев несомненно будет удостоен и позже вознагражден фюрером43. Украинцы должны брать пример с этого, или же их политические стремления никогда не будут выполнены, а от большевиков они тоже абсолютно ничего ожидать не могут.

ГЕРАСИМОВСКИЙ подробно высказался по всем пунктам командира и при этом заявил то же самое, что уже изложено в докладах о переговорах с ним. Резюмируя, он особенно подчеркнул, что нелегальная борьба ОУН бандеровской группы направлена только против большевизма и в политике ОУН никогда не предусматривалось и не будет предусматриваться нарушения немецких интересов или же вообще враждебная тенденция к немцам, так как ОУН-бандеровская группа видит в немецком народе единственного партнера, на которого она могла бы опираться в борьбе против большевизма с перспективами на успех.

Он признал, что литовцы и латвийцы мобилизацией своей молодежи против большевизма ясно и недвусмысленно доказали фюреру, что большевизм является их смертельным врагом, а Германия их союзником, с которым они хотят совместно бороться. ОУН-бандеровской группе невозможно внешне в такой ясной форме выступить против большевизма, так как в таком случае организация вынуждена будет отказаться от своей конспирации. ОУН-бандеровскася группа непременно должна оставаться еще на нелегальном положении, иначе большое количество украинского народа будет физически уничтожено СТАЛИНЫМ. Большая часть украинской территории уже оккупирована большевиками и находится под их господством. Поэтому если ОУН бандеровская группа приступит теперь в неоккупированной еще Западной Украине со своими отрядами УПА к официальной фронтовой деятельности под немецким командованием, то этим дала бы возможность СТАЛИНУ считать всех украинцев вообще немецкими союзниками и агентами и под этим предлогом уничтожить их. Такую физическую потерю все же не может допустить ОУН-бандеровская группа, особенно в Восточной Украине, и поэтому она вынуждена продолжать свою борьбу против большевизма в нелегальной и конспиративной форме. Если сейчас еще не так заметны последствия этой борьбы, то будущее все же покажет, в какой мере ОУН-бандеровская группа будет действовать своими средствами против большевизма как за линией советского фронта, так и на фронте и в прифронтовой полосе, а именно: путем террора по отношению к НКВД, разложения Красной Армии, саботажа советского подвоза и диверсии на военных заводах. Вполне естественно, что эта подпольная борьба не так бросается в глаза, но она также будет действенна и потребует таких же жертв, так что ОУН-бандеровская группа думает также подпольной борьбой добиться внимания фюрера, чтобы заслужить для украинского народа должное место в новой Европе.

Все другие вопросы, которые были затронуты командиром, и, в частности, вопрос о терроре против польского народа и т.д., могут быть урегулированы по договоренности. Возможность для этого имеется через создавшуюся связь между ОУН-бандеровской группой и полицией безопасности. ОУН исключительно заинтересована сохранить эту связь в обоюдных интересах.

В заключение совещания командир поставил ГЕРАСИМОВСКОМУ несколько конкретных вопросов:

а)    Прекратит ли ОУН-бандеровская группа всякое разложение Украинской добровольческой СС стрелковой дивизии?44

На этот вопрос последовал утвердительный ответ.

б)    Прекратит ли ОУН-бандеровская группа влияние на украинскую полицию?

Ответ последовал утвердительный.

в)    Отступит ли бандеровская группа от контрпропаганды в случае, если с немецкой стороны будет планироваться новая мобилизация украинского народа против большевизма, и не бросит ли всех попыток для предотвращения и пропагандистского воспрепятствования мобилизации?

ГЕРАСИМОВСКИЙ заявил, что ОУН не будет этому препятствовать. По его мнению, украинский народ имеет еще столько живой силы, что немецкие оккупационные власти смогут провести мобилизацию для себя и еще останется достаточное количество сил для вербовки ОУН в ряды УПА, также, чтобы обе партии друг другу не мешали.

О различных других специальных вопросах, которые обсуждались ГЕРАСИМОВСКИМ и командиром и которые затрагивают практическое сотрудничество, докладывается особо.

2. Через начальника IV командиру.

Представляется с просьбой принять к сведению.

Подпись криминального комиссара.

Перевел: переводчик УНКГБ Львовской области.

Шевчук.

_________________________

41 Вероятно, имеется в виду командир полиции безопасности и СД «Галиция» обер-штурмбанфюрер СС и старший имперский советник доктор Витиска.

42    Отношение бандеровцев к вопросу формирования в составе нацистских СС украинского военного соединения (дивизии «Галичина», см. прим. 51) было разным. Некоторые лидеры (представители бандеровского Краевого провода ОУН на Северо-Западных украинских землях, руководитель УПА Д. Клячковский («Клим Савур») и шеф штаба УПА на Волыни Л. Ступницкий («Гончаренко») выступили против ее формирования. Их позицию поддержали некоторые местные проводники ОУН. Осенью 1943 г., из-за пропаганды бандеровцев, после получения повесток не появилась часть тех украинцев, которые сначала проявили желание вступить в «Галичину». Против подобной тактики выступил Р. Шухевич и некоторые его сторонники, одобрительно относившиеся к вступлению украинцев, в том числе и членов ОУН, в дивизию, в которой они могли пройти военное обучение. В итоге было принято компромиссное решение: руководство украинского движения официально продолжало критику, но одновременно прекратило бойкот набора добровольцев в ряды дивизии и агитацию с призывами покинуть ряды «Галичины» (Боляновський А. Дивізія «Галичина». Історія. Львів, 2000. C. 101—106; Кентій А. Збройний чин Украінських націоналістів. 1920—1956. Історико-архівні нариси. Т. 2. Украінська повстанська армія та збройне підпілля Організацц украінських націоналістів. 1942—1956. Кшв, 2008. С. 25—26).

43    Латвийское самоуправление предлагало создать 100-тысячную армию в обмен на признание Германией независимости Латвии после войны, но немцы отказались. В мае 1943 г. в Латвии была сформирована 2-я Латвийская добровольческая бригада СС, а в июне 15-я Латвийская добровольческая дивизия СС, которая позднее была переформирована в 15-ю гренадерскую (латвийскую № 1) дивизию СС. В первой половине 1944 г. 2-я Латвийская добровольческая бригада СС была развернута в 19-ю гренадерскую (латвийскую № 2) дивизию СС. 15-я и 19-я дивизии были сведены в Латвийский легион СС.

В декабре 1943 г. литовское самоуправление предложило Германии создать Литовский корпус. Поначалу немцы отказались, но уже в феврале 1944 г. санкционировали создание Литовского территориального корпуса. 16 февраля был объявлен призыв в корпус, на который откликнулось около 19 тыс. добровольцев. Однако начавшаяся в мае 1944 г. всеобщая мобилизация в Литве провалилась, так как Литовский территориальный корпус был передан под контроль вермахта. В итоге Литовский легион СС создать так и не удалось.

44    По сообщению главного начальника полиции безопасности и СД на Черном море штурм-банфюрера СС Хегенштадта из Одессы в апреле 1944 г. «большие части Галицийской дивизии состоят из членов УПА» (ЦГАВОВУ. Ф. 4628. Оп. 1. Д. 8. Л. 2).