Письмо Р.И.Эйхе И.В.Сталину с просьбой об уменьшении площади яровых посевов в Западной Сибири в связи с неурожаем в регионе осенью 1934 г. 18 декабря 1934 г.
№ 124
Дорогой т. Сталин!
Я вынужден обратиться к Вам с просьбой о пересмотре наметок, сделанных Наркомземом и Госпланом СССР по площадям яровых посевов на 1935 г. для Западно-Сибирского края.
Наркомзем СССР запроектировал посевную площадь яровых по Западно-Сибирскому краю (в старых границах) по колхозно-крестьянскому сектору в размерах 6922 тыс. га, в том числе по колхозам 6102 тыс. га. Это не только резко превышает план, который был утвержден нам правительством на 1934 г., но обозначает некоторое расширение посевных площадей даже по сравнению с фактическим посевом 1934 г.
На 1934 г. правительство утвердило для Западной Сибири (в старых границах) план яровых посевов в размере 6340 тыс. га. В процессе сева в связи с недородом на юге СССР было дано дополнительное задание в размере 400 тыс. га1*. Мы обеспечили выполнение этого задания, но проводить его пришлось нам с большим напряжением. Фактически посеяно яровых по Западно-Сибирскому краю (в старых границах) в этом году 6880 тыс. га.
Таким образом, план посева яровых, намечаемый Наркомземом на 1935 г., превышает фактический посев 1934 г. на 30 тыс. га, план сева яровых на 1934 г. — на 580 тыс. га и план, намеченный Наркомземом на последний год пятилетки, — на 323 тыс. га.
Устанавливая такие размеры посевных площадей на 1935 г., Наркомзем не учитывает тех трудностей, с которыми мы встретились при осуществлении дополнительного задания (400 тыс. га).
Во-первых, мы вынуждены были поломать севооборот, проводить сев в паровом поле, производить сев пшеницы по пшенице и т.д.
Во-вторых, в связи с увеличением нагрузки и напряжением тяглового баланса, несмотря на несомненно выросшую организованность колхозов, сев в этом году в нашем крае чрезвычайно затянулся (30% посева пшеницы произведено после предельно допустимого срока), чем отчасти объясняется позднее вызревание хлебов и гибель части посевов от ранних заморозков.
Большое напряжение тягловых и трудовых ресурсов во время уборочной кампании не позволило нам развернуть работу по зяблевой вспашке в необходимых размерах. Вместо 1251 тыс. га в прошлом году удалось вспахать осенью этого года только 692 тыс. га, т.е. почти вдвое меньше, чем в прошлом году. Это еще более обострит напряжение в предстоящую весеннюю кампанию.
Мы просим о сокращении наметок Наркомзема по посевному плану яровых не потому, что мы хотим спокойно, без напряжения провести весеннюю посевную кампанию 1935 г., а потому, что такое расширение посевных площадей, по нашему искреннему убеждению, не приведет к укреплению колхозов нашего края и является хозяйственно нецелесообразным.
Если мы примем наметки Наркомзема, то будем сеять в среднем по краю 35 дней, т.е. закончим сев не раньше 10 июня.
В наших климатических условиях это совершенно недопустимо, ибо часть посевов неизбежно снова погибнет от заморозков, колхозы зря растратят силы и средства на производство этих посевов. Это отрицательно скажется на укреплении колхозов. Кроме того, при таком напряженном плане (у нас в Славгородском, Рубцовском и других районах есть много колхозов, которые даже при оставлении посевных площадей на уровне установленных посевным планом 1934 г. без дополнительного задания, имеют от 15 до 20 га на колхозный двор), ряд колхозов не обеспечит необходимого качества обработки земли, и мы станем перед угрозой засорения полей и снижения урожайности.
Наркомзему хорошо известно, что наш край имеет самую высокую нагрузку по сравнению с другими краями на тягловую единицу и в то же время по климатическим условиям самый сжатый период сева, и несмотря на это, в нарушение всех решений партии и правительства, только единственному краю — Западной Сибири — проектирует увеличение посевной площади по сравнению с основным планом 1934 г.
Не хочу скрывать, что в контрольных цифрах на 1935 г. Западно-Сибирский крайплан и крайзу проектировали посевные площади в размерах фактического посева, произведенного в 1934 г., но это является, безусловно, ошибочным. Ошибка эта допущена, в частности, и потому, что эти цифры проектировались летом, когда еще был не совсем ясен урожай по целому ряду районов. Когда эти перспективы уже окончательно выяснились, мы, сосредоточив все внимание на вопросах хлебосдачи и уборки, не сумели своевременно внести поправки в наметки крайплана и крайзу.
Когда я был в Москве, я не поставил этого вопроса перед Вами потому, что надеялся, что нам удастся разместить посевную площадь в размерах фактического посева 1934 г. по районам. Но самая тщательная проверка положительно по каждому району, проведенная во время пленума крайкома, показала, что это совершенно невозможно.
Дорогой т. Сталин, я убедительно прошу помочь нам в разрешении этого вопроса и поддержать нашу просьбу о снижении наметок Наркомземом на 280 тыс. га, о чем мы подали специальную записку в ЦК и СНК.
Даже при удовлетворении этой просьбы посевная площадь в нашем крае (в новых границах) на 198 тыс. га будет больше плана 1934 г. по этим районам. Такой прирост посевной площади считается напряженным даже в благополучные по урожаю годы, а у нас четверть районов края (в новых границах) резко пострадали от неурожая. Из 2017 колхозов 20 недородных районов края в 1186 колхозах на трудодень натурой ничего не распределяется, а в остальных колхозах на трудодень придется не больше 1 — 2 кг. Эти колхозы будут испытывать продовольственные затруднения. Для того, чтобы обеспечить посев, нам приходится некоторым из этих районов давать ссуду в размерах почти всего семенного фонда. В связи с продовольственными затруднениями мы уже имеем значительный отлив рабочей силы из этих колхозов. В общем, обстановка в этих недородных районах у нас не лучше, чем в пострадавших районах Украины.
Я прошу это учесть при рассмотрении поставленного нами вопроса и помочь нам.
Эйхе.
1* См. док. № 40.