.. Автономная Область Нагорный Карабах

Автономная Область Нагорный Карабах

Автономная Область Нагорного Карабаха, входящая в состав ССР Азербайджана, образована постановлением АзЦИК 7/VI 1923 г. из частей бывш. Джеванширского, Шушинского, Карягинского и Кубатлинского уездов, населенных преимущественно армянами.

Территория Области равна 4.161 кв. км. По административному делению на 1/I 1927 г. она делится на 6 участков или волостей. Ее административно-политическим центром является гор. Степанакерт (бывш. селение Ханкенды). Другой город Области — Шуша. Границы Области со всех сторон представляют различные местности, входящие в состав Азербайджанской ССР. Нагорный Карабах является исторически сложившейся областью, которая до русского владычества входила в оостав Персии и представляла независимое ханство. Присоединенное к России в 1813 г. по Гюлистанскому договору. Карабахское ханство в 1822 г. было упразднено, и в Карабахе введено русское управление. Нынешняя Автономная Область Нагорного Карабаха занимает северо-восточные склоны одного из краевых хребтов Малого Кавказа, который простирается по северо-восточной окраине центральной вулканической области Закавказья или т. н. Карабахского плоскогорья. Хребет этот тоже носит название Карабахского и, как все краевые хребты Малого Кавказа, представляет одну из тех гигантских отдельных глыб или обломков земной коры, из которых состоят все его складчатые горы. Вследствие этого Карабахский хребет имеет круто падающие юго-западные склоны и более пологие северо-восточные, которые, главным образом, и составляют территорию Автономной Области Нагорного Карабаха, Все эти склоны пересечены множеством рек и горных потоков, стекающих на северо-восток в бассейн реки Куры, в Карабахскую или Мильскую степи. По линии разлома Карабахского хребта вылились лавы и превратили область своего распространения в соседнее Карабахское плоскогорье, к которому примыкает юго-западная граница Области и на котором находятся ее летние пастбища. Северо-восточная граница, наоборот, спускается в степи Восточного Закавказья и захватывает, как указано, часть Мильской или Карабахской степи. Все долины Нагорного Карабаха в верхних своих частях покрыты лесом, а в нижних, более широких — культурными землями. Климат в горной части более суровый и более влажный, а в степях — засушливый и жаркий. Осадков выпадает в степях мало, и земледелие здесь требует искусственного орошения. Главными реками Области являются реки Тертер, Хачин-чай, Карга-чай и др. Но все они не многоводны и, попавши в пределы Мильской или Карабахской степи, иссякают или расходятся по оросительным каналам.

Населения в Нагорном Карабахе по переписи 1926 г. — 125,2 тыс. чел., в том числе мужчин — 63,0 тыс., женщин — 62,2 тыс. чел. Городского населения обоего пола — 8,3 тыс. чел., сельского — 116,9 тыс. чел. Плотность — 30,1 на 1 кв. км. Армянское население Области составляет более 94%.

С давних пор основным населением края были армяне. Частью они населяли край еще при ханах, другие переселились сюда после войны России с Персией и Турцией в 1828 и 1830 гг., когда по распоряжению русского правительства было расселено до 130 тыс. душ персидских и турецких армян в бассейнах Аракса и Куры на месте тех курдов и тюрок, которые вынуждены были тогда выселиться частью в Персию, а частью в Турцию. Эти армяне-переселенцы встретились в Карабахе, как и в других местах Азербайджана, со своими единоплеменниками и заселили наиболее благоприятные для земледелия долины северо-восточных склонов Карабахского хребта и орошенные части Карабахской степи. Карабахские армяне по быту и антропологическим признакам совершенно сходны со своими братьями, населяющими Армению (см. Армения), но в большинстве усвоили азербайджанское наречие турецкого языка, и кроме родного языка говорят еще по-тюркски подобно тому, как во многих местах Грузии армяне говорят по-грузински или в селениях Азербайджана, населенных татами, говорят на татском языке, или как армяне города Армавира на Кубани до половины прошлого века говорили на адыгейском языке, а теперь говорят по-русски. Жилища у сельского армянского населения в Карабахе складываются в горной полосе из камня с плоскими крышами. Внутри их обычно очень бедно; полы почти всегда земляные, покрытые цыновками или паласами, мебели почти никакой. Одежда мужская — обычная для всех закавказских армян. Пища растительная и молочная и лишь изредка употребляется мясо. В семейном быту карабахских армян сохраняются еще некоторые пережитки родового строя и, что особенно интересно, некоторые очень отдаленные остатки матриархата. Встречаются еще большие многосемейные общины, где глава семьи является распорядителем жизни двух или трех поколений с женатыми внуками. Глава семи — мужчина ведет все внешние сношения — заведует продажами и покупками, а старшей в роде женщине подчиняется все домашнее хозяйство. Она распределяет все работы, а в тех семьях, где мужчины уходят на заработки, она обычно имеет несравненно большее значение, чем номинальный глава — мужчина, проводящий большую часть времени в отходе и играющий в своем хозяйстве роль гостя. В семье очень плохо только положение молодых невесток: они обязаны во всем беспрекословно подчиняться свекрови и даже не имеют права разговаривать с нею и со всеми старшими в доме мужчинами и женщинами, В общем на женщинах лежит почти все хозяйство, труд их почти непосилен, и они очень рано увядают, чему особенно способствуют ранние браки. В Карабахе нередко выдают замуж девочек 12‑14 лет, обручают их еще в детском возрасте и еще недавно за невесту непременно платили калым.

Сельское хозяйство. Главное занятие населения — земледелие, при чем почти ⅔ пашни представляют поливные земли, и большая половина площади посевов занята пшеницей. Второй по значению зерновой культурой является ячмень. Из технических культур в ходу посевы персидского риса или чалтыка, хлопка и табака. Огородничество в крае развито очень слабо. Старая отрасль хозяйства Карабаха — виноградарство и виноделие, здесь под виноградниками — 3,5 тыс. га. Старая также отрасль и садоводство. Большую роль в хозяйстве Карабаха играет и скотоводство, при чем в высоких долинах в нагорной части оно выдвигается на первый план. Старый и развитой промысел в Области — шелководство, и для восстановления его в прошлом 1927 г. было отпущено на постройку в ней шелкомотального завода 100 тыс. руб., так как старые заводы были разрушены. Под насаждениями тутовых деревьев находится около 2 тыс. га, при чем они не представляют сплошных плантаций, а рассаживаются по краям оросительных канав, по межам усадеб и проч. Всего земли в Нагорном Карабахе учтено 414,0 тыс. га, в том числе неудобной — 87,0 тыс. га, а удобной — 327,0 тыс. га, из которой вагона — 15,3 тыс. га, пастбищ исключительно летних — 41,4 тыс. га, леса — 152,6 тыс. га, сенокоса — 0,6 тыс. га, пашни поливной — 68,1 тыс. га, пашни неполивной — 40,9 тыс. га (а всего пашни — 109,0 тыс. га), виноградников — 3,5 тыс. га, садов фруктових — 1,0 тыс. га, усадьбы — 3,6 тыс. га. Посевная площадь в Нагорном Карабахе в 1926 г. составляла 48.865 га. В том числе озимой пшеницы было 29.881 га, пшеницы яровой — 1.450 га, ячменя озимого — 10.442 га, ячменя ярового — 9.669 га, проса — 1.034 га, персидского риса или чалтыка — 166 га, хлопка — 768 га, посевов на огородах — 3.423 га и остальное — под прочими культурами. Общее количество скота в Нагорном Карабахе в 1926 г. было 215.543 головы, в том числе лошадей — 6.579, волов, коров и телят — 77.833, буйволов — 13.148, овец — 54,587, коз — 34.365, свиней — 7.515, верблюдов — 54, ослов — 11.201, мулов — 261. Обеспеченность посевом и скотом по материалам весеннего выборочного обследования 1926 г. в Нагорном Карабахе выражалась в следующих цифрах: на 100 хозяйств приходилось душ обоего пола 542, посевов в поле и на усадьбе — 110 га, а на 100 га посева было пшеницы 65,5, ячменя — 23,1, хлопка — 2,5. На 100 хозяйств приходилось рабочих лошадей 17,6, рабочих волов — 89,6, рабочих буйволов — 28,7, коров и буйволиц — 78,6, овец взрослых —151,4, коз взрослых — 67,9, свиней взрослых — 18,3. Общее число хозяйств Нагорного Карабаха — 2.547.

Промышленность. Но ни земледелие со всеми его специальными отраслями, ни скотоводство в общем не могут удовлетворить потребностей населения при его относительном малоземельи, вследствие чего издавна в Карабахе значительно развиты кустарные промыслы, из которых на первом месте стояло производство ковров. Но так как во время войны и революции рынок для кустарных изделий исчез, то промыслы эти значительно упали. Издавна часть населения Карабаха вынуждена была прибегать к отхожим промыслам, и теперь около 7% взрослого рабочего мужского населения уходит на заработки в разные города Закавказья и частью на с.‑х. работы.

Фабрично-заводской промышленности в Нагорном Карабахе почти нет.

Пути сообщения. В пределах Области жел. дорог совсем нет; заходит сюда только одно шоссе, идущее от ст. Евлах на Степанакерт и Шушу с ответвлением на Карабулак, и одна колесная грунтовая дорога из Шуши на Карабулак. На всем остальном пространстве Области сообщение ведется по вьючным тропам или по неразработанным аробным дорогам.

Народное просвещение. Грамотнооть в Области весьма низкая, всего 9,3% грамотных по подсчетам на 1924 г. Школ I ступени в 1924/25 г. насчитывалось 102 с 7.960 учащимися при 212 преподавателях, что дает значительный рост по сравнению с предшествующим годом, когда было 79 школ с 4.750 учащимися и 153 преподавателями. Из общего числа школ 1924/25 г. было 16 тюркских с 1.160 учащимися. Школ II ступени в 1924/25 г. было 3, затем сельскохозяйственный техникум с опытным полем и опытным садом, 69 пунктов ликвидации неграмотности с 1.900 учащимися и одна библиотека.

Народное здравоохранение. Сеть санитарно-лечебных учреждений Нагорного Карабаха на 1/Х 1926 г. состояла из 5 больниц со 150 койками, 1 амбулатории, 6 врачебных пунктов, 6 фельдшерских пунктов, 1 зубоврачебного кабинета.

Хозяйство Нагорного Карабаха за время революции и гражданской войны очень пострадало и начало восстанавливаться лишь после 1923 г. Здесь восстанавливается ирригационная система и принимаются меры к развитию шелководства, хлопководства и виноградарства, что, на ряду с созданием сети школьных и дошкольных учреждений и другими мерами к культурному подъему Области, должно обеспечить рост ее и в хозяйственном отношении.