Постановление Президиума Верховного суда РСФСР «Об ответственности за убой телок, переданных бескоровным колхозниками. 3 февраля 1934 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1934.02.03
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 - 1936. Москва РОССПЭН Стр. 60-61
Архив: 
Советская юстиция. 1934. № 5. С. 22.
№ 11

Поставленная партией и правительством задача обеспечения коровами колхозников, не имеющих коров, осуществляется путем государственной помощи бескоровным колхозникам согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 14 августа 1933 г.23 Но при проведении в жизнь этого важнейшего постановления в ряде случаев наблюдаются факты злоупотребления со стороны лиц, желающих использовать государственную помощь в кулацко-спекулянтских целях. Так, например, имеются факты злостного убоя телок колхозниками, получившими телок с целью выращивания их, продажа телок на рынок и тем самым нарушение обязательств, взятых на себя при получении телок.

Наряду с этим кулацкие элементы пытаются своей контрреволюционной агитацией дезорганизовать и поколебать дело ликвидации бескоровности.

Считая, что всякие действия, направленные на срыв ликвидации бескоровности, являются социально опасными и должны встретить решительное разоблачение и организованный отпор со стороны суда, Верхсуд постановляет:

«1. Предложить судам привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в противодействии и срыве мероприятий Советской власти о ликвидации бескоровности, квалифицируя действия обвиняемых: а) в случае контрреволюционной агитации против означенных мероприятий по 58 — 10 статье УК24; б) в случаях злостного убоя телок — по 79—1 статье УК25 и в) в случае незаконной продажи телок на рынок с нарушением обязательств перед государством по выращиванию телок — по 168 статье УК26.

2.    В случаях незаконной продажи телок, а также при доказанности продажи на рынок мяса убитой телки, виновные помимо ответственности в уголовном порядке несут имущественную ответственность перед колхозами или организациями, передавшими телок, в размере разницы между твердой ценой, уплаченной при получении телок, и фактической продажной ценой, но не ниже существующих рыночных цен, с учетом расходов, понесенных виновными по содержанию и уходу за телкой.

3.    Вокруг таких дел мобилизовать внимание колхозных масс, проводя процессы при участии политотделов, печати и общественных организаций, освещая дело в печати.

4.    Сигнализировать соответствующим организациям о всех случаях извращений директив партии и правительства о помощи бескоровным колхозникам, как например, передача телок явно недобросовестным или чуждым элементам в нарушение интересов колхозников-ударников, отсутствие помощи колхозникам со стороны правлений колхозов в выращивании телят, отсутствие контроля сельсоветов и колхозов за целостью телят и т.п., и с этой целью установить связь с колхозными товарищескими судами.

Присылать Верхсуду копии наиболее показательных приговоров по данным делам».

23    Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О помощи бескоровным колхозникам в обзаведении коровами» от 14 августа 1933 г. предусматривало организацию государственной помощи бескоровным колхозникам Украинской ССР, Белорусской ССР, СКК, НВК, СВК, ЦЧО, Московской, Западной и Уральской обл., Казахской АССР, Средней Азии и ДВК в приобретении ими на льготных условиях 1 млн телок. Для этого предполагалось приобретение 228 тыс. телок у молочно-товарных ферм и у колхозов, имеющих обобществленное стадо, закупка с предварительной контрактацией 772 тыс. телок у единоличников.

Постановление устанавливало план закупки телок по республикам, краям и областям, причем переброска закупленных телок из одной области в другую не предусматривалась. Помощь в приобретении телок должна была оказываться в первую очередь колхозникам-ударникам, телки передавались колхозникам за наличный расчет или с рассрочкой до одного года в счет выработанных трудодней. Маломощные бескоровные колхозники могли получить денежный кредит до 50% стоимости телки с рассрочкой погашения до одного года, для чего за счет государства выделялось 35 млн руб.

Колхозники и единоличники, продающие телок для помощи бескоровным колхозникам, получали 25% скидку с годового плана по сдаче молока и 20% скидку с годового плана сдачи мяса.

5 ноября 1933 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли подобное постановление в отношении бескоровных колхозников Северного края, Карельской АССР, Ленинградской и Ивановской обл., Горьковского края, Башкирской, Татарской, Крымской, Якутской АССР, ЗСК, ВСК, ЗСФСР. Предполагалось оказание помощи в приобретении 500 тыс. телок, из них у МТФ и колхозов, имеющих обобществленные стада, — 110 тыс. и по контрактации у единоличников и колхозников — 390 тыс. телок (Коллективизация сельского хозяйства: Важнейшие постановления... С. 465-467, 472-473).

24    Статья 5814 УК (контрреволюционные преступления) была принята 6 июня 1927 г. (СУ РСФСР. 1927. № 49. Ст. 330). По отношению к крестьянству наиболее часто применялись статьи 5810 и 5814. Статья 5810 гласила: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. ст. 582-589 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже шести месяцев.

Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в статье 582 настоящего кодекса» (т.е. ВМН или, при смягчающих обстоятельствах, лишение свободы на срок до 3 лет).

Статья 5814: «Контрреволюционный саботаж, т.е. сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленно небрежное их исполнение со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, влечет за собой лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества. (Уголовный кодекс РСФСР. М., 1936. С. 29-30).

25    Статья 79 УК РСФСР гласила, что «за умышленное истребление или повреждение имущества, принадлежащего государственным учреждениям или предприятиям, а также общественным организациям, предусматривалось наказание в виде лишения свободы или принудительных работ на срок до одного года.

За неоднократные действия или, если в результате их последовала приостановка или перерыв производства, или причинен другой тяжелый ущерб государству — лишение свободы со строгой изоляцией на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. (Уголовный кодекс РСФСР. С. 46).

26    Статья 168 УК РСФСР гласила, что за присвоение чужого имущества, вверенного для определенной цели, или растраты этого имущества предусматривалось лишение свободы на срок до двух лет. Присвоение находки — лишение свободы на срок до одного месяца (Уголовный кодекс РСФСР. С. 79).