Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 14 декабря 1937 г.
Немедленно
14 декабря 1937 г.
1. Китайский посол Го Тай-ци сегодня в разговоре со мной категорически заверял, что Чан Кай-ши решил продолжать борьбу до конца. Из Чанши он организует военные силы и укрепляет Ханькоу. Посол высказывал предположение, что после Нанкина японцы попытаются, пожалуй, двигаться не вверх по Янцзы, а на юго-запад с тем, чтобы перерезать железнодорожную линию Кантон-Ханькоу.
Го Тай-ци жаловался также на то, что Англия и США мало помогают Китаю. Англичане, правда, дают им аэропланы и зенитные орудия, которые идут через Гонконг — Кантон, но в сравнительно малых количествах и предупреждают, что очень много дать не смогут, так как-де самим нужно. Го Тай-ци поставил перед британским правительством вопрос о предоставлении Китаю кредитов на покупку оружия, и на будущей неделе кабинет должен так или иначе решить этот вопрос. Иден вчера вызывал к себе Го Тай-ци в связи с обстрелом английских и потоплением американских судов, сообщил о своих переговорах с Вашингтоном и при этом прибавил, что британское правительство пойдет не дальше, чем Америка.
2. За последние дней десять я видел ряд видных людей различного толка (герцогиня Аттольская, редактор «Ньюс кроникл» Лейтон, супруги Уэбб, король химической промышленности Макгаун, крупный станкостроитель Альфред Герберт, главный секретарь премьер-министра сэр Гораций Вильсон, с которым в качестве представителя, минторга я в свое время вел переговоры о торгсоглашении, глава [агентства] Рейтер сэр Родерик Джон и др.), и все без исключения мои собеседники проявляли величайшую тревогу по поводу развития событий на Дальнем Востоке. Однако я не заметил у них пока готовности к каким-либо серьезным действиям. Обычно все ругают Японию, ахают по поводу британских потерь в Китае, но при этом беспомощно разводят руками и восклицают: «Ну что мы можем поделать?» Большинство дальше «кооперации» с США не пойдет, причем никто не может сказать, в какие конкретные формы эта кооперация должна вылиться. Впрочем, герцогиня Аттольская и Макгаун пытались у меня прощупать, согласился ли бы и на каких условиях СССР поддержать Англию на Дальнем Востоке. Я, однако, уклонился от обсуждения этой темы.
3. В связи с только что указанным прошу у вас указаний, как мне держаться в случае весьма возможных повторных запросов того же типа. Могу ли я, например, развивать такие мысли: СССР хорошо защищен против какой-либо атаки на него и может спокойно выжидать дальнейшего развития событий. Борьба с японской агрессией мыслима лишь как часть общей борьбы с агрессией вообще в плоскости коллективной безопасности. СССР не может заключать с Англией каких-либо специальных соглашений о совместной борьбе против агрессии только на Дальнем Востоке. Если Англия хочет всерьез бороться с агрессией — очень хорошо; мы готовы внести свою лепту, но борьба должна вестись в общем масштабе, как на Дальнем Востоке, так и в Европе, используя рамки Лиги наций. Тем более что с выходом Италии все крупные агрессоры ушли из Женевы, и Лига теперь легче, чем ранее, может быть превращена в объединенный блок всех миролюбивых государств. Мне кажется, что такая постановка вопроса, ни в чем не связывая нас, могла бы, конечно не сразу, а исподволь и постепенно, подготовлять почву для укрепления Лиги и в особенности пацифизма, [сотрудничества] СССР и Англии. На примере китайских событий руководящие круги Великобритании получают заслуженный урок, который не может пройти для них бесследно. Срочно ответьте[1].
Полпред
[1] Отвечая на запрос И. М. Майского, М. М. Литвинов 17 декабря 1937 г. телеграфировал: «Можете в этом духе разъяснять нашу позицию в случае возникновения разговоров на соответствующие темы».