Из разведывательной сводки УШПД № 62 о деятельности различных украинских националистических формирований («бульбовцы», «секирники», УПА) на временно оккупированной территории Украины
14 июля 1943 г.
Совершенно секретно
НАЧАЛЬНИКУ ЦЕНТРАЛЬНОГО ШТАБА ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ
тов. ПОНОМАРЕНКО
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СВОЯКА
Украинского штаба партизанского движения
по состоянию на 12 июля 1943 г.
Гарнизоны противника
По данным на 5 июля 1943 г. в Горностайполь (22 км южнее Чернигова) отмечается большое скопление войск противника.
По тем же данным, в с. Парыщев (5 км восточнее Чернигова) находится 50 немцев и до 40 полицейских, которые несут службу по охране собранных из соседних 4-х сел жителей, предназначенных для отправки в Германию.
Между селами Чикаловичи (18 км северо-восточнее Чернобыля) Гдень (15 км северо-восточнее Чернобыля) патрулируют 5 конных немцев, переодетых в рваные фуфайки и лапти. Цель пребывания указанного отряда в данном районе устанавливается.
В Чернобыле (90 км севернее Киева) на 5 июля 1943 г. находится 60 немцев. Остальной гарнизон выбыл в с. Студно (на карте нет).
В селах Чернин (45 км севернее Киева) и Новоселки (50 км севернее Киева) имеется по 40 немцев.
В Ошитки (60 км севернее Киева) до 200 немцев, из них 80 кавалеристов, штаб этого подразделения каждые 3—4 дня меняет свою дислокацию.
В других населенных пунктах Чернобыльского и Брагинского районов противник не обнаружен.
От г. Киева по Житомирскому шоссе в сторону Иванков продолжается передвижение противника.
По р. Припять курсирует сторожевой катер, обстреливающий берега.
По данным на 3 июля 1943 г. в Чернигове сосредоточено 20 тыс. мадьяр; 12 тыс. украинских националистов, одетых в немецкую форму, которыми в основном командуют бывшие командиры Красной Армии, ставшие на путь измены и около 1 тыс. немцев, главным образом стариков, прибывших на отдых.
Немецким командованием перед этой группой поставлена задача по очистке от партизан левобережья Украины. Для выполнения указанной задачи в средних числах июня силами указанных частей началась блокировка леса в Любеческом районе, для чего в с. Тарасевичевы Велички (37 км северо-западнее Чернигова) расположились солдаты, численность которых не установлена и 3 средних танка, в с. Мокрые Велички (35 км северо-западнее Чернигова) 450 мадьяр и 4 танка.
По тем же данным, в с. Малейки (30 км западнее Чернигова) дислоцируются 300 мадьяр из состава 218-го строительного батальона, на вооружении имеют одну 37 мм пушку, минометы, занимаются восстановлением разрушенных партизанами мостов.
В селах Карховка и Колпыта (30 и 32 км юго-западнее Чернигова) прибыло 350 мадьяр и 150 полицейских с тремя 45 мм пушками, одной 37 мм пушкой и минометами.
По дороге Репки - Любеч (Репки 35 км севернее Чернигова) в направлении Задереевка (54 км северо-западнее Чернигова) продвигалась группа мадьяр, численностью до 6 тыс. человек и до 2 тыс. украинских националистов и немцев, которых сопровождали 2 бомбардировщика и один итальянский самолет.
В. г. Чернигове за бывшим нефтехранилищем и около здания школы имеется 50 тягачей с оружием. На центральных улицах города размещено до 300 грузовых и 35 легких автомашин.
В Коцюбинском районе Черниговской области прибывшие туда воинские части противника мобилизовали значительную часть населения, в основном мужчин, которых увезли для выполнения работ в с. Малейки.
По данным на 8 июля 1943 г., гарнизон Клевань (22 км северо-западнее Ровно) составляет 180 человек полевой жандармерии и националистов.
По тем же данным, гарнизон Луцка на 30 июня 1943 г. составляет 10 тыс. человек, вооружение и национальный состав которых уточняются. Полиция Луцка состоит из 200 человек поляков. В Ровно сосредоточено до 2 тыс. офицеров и до 1,5 тыс. немцев и также большое количество пленных бойцов Красной Армии и голландцев, находящихся там для личного обслуживания офицеров.
По данным на 2 июля 1943 г., гарнизон Олевска состоит из 3 тыс. немцев из 475 мадьяр.
По данным на 3 июля 1943 г. в Новограде Волынском разместилось 850 мадьяр, 1 тыс. украинских националистов и 700 немцев. В Варваровке (16 км северо-восточнее Новограда Волынского) 450 солдат и офицеров, в Катеринов-ке (17 км северо-восточнее Новограда Волынского) 300 человек, в Радичи (10 км севернее Новограда Волынского) 300 человек, в Чиковке (8 км северо-восточнее Новограда Волынского) 150 человек, в Красиловке (15 км северо-западнее Новограда Волынского) 140 человеки в Дубровке (18 км северо-западнее Новограда Волынского) 25 человек.
Работа коммуникаций противника
По данным на 6 июля 1943 г., через железнодорожный узел Ковель 27 июня 1943 г. из Здолбуново на запад прошел один эшелон с танками и обслуживающим персоналом. *В течение мая месяца через Ковель на запад проходило 3—4 эшелона в сутки с мобилизованными рабочими, в течение последних двух недель продвижение эшелонов с мобилизованными рабочими не наблюдается.
На ст. Ковель имеется 80 паровозов в большинстве серии 52, среди которых небольшое количество старых польских паровозов серии 38.
На ст. Ковель имеются бронепоезда, количество которых не установлено.
По данным того же источника, на 7 июля 1943 г. по железнодорожной линии Ковель-Ровно в обе стороны ежедневно проходит 40—50 эшелонов и 6 пассажирских поездов, которыми перевозятся якобы отпускные с фронта. На восток в сутки приходит 5—6 эшелонов с боеприпасами и несколько эшелонов с фермами, балками, рельсами, автомашинами и шоферами1.
Украинские националистические формирования
По данным на 23 июня 1943 г., украинские националисты на территории Ровенской области продолжают проявлять зверства в отношении польского населения, причем в целях компрометации партизан распространяются слухи, что убийствами и поджогами занимаются советские партизаны.
В начале июня 1943 г. украинские националисты («секирники», как их называет местное население) в с. Сгуще (на карте нет) убили 45 поляков разных возрастов. Всем убитым отрубили головы. Оставшееся в живых население села бежало в лес.
В с. Заморочье (115 км севернее г. Ровно) националисты 16 июня 1943 г. сожгли дома 4-х ни в чем не повинных крестьян. Крестьянину Бондуро Мирону отрубили голову и, насадив ее на кол, выставили среди села, а тело сожгли в горящем доме. Там же националисты зарезали ехавшего крестьянина и, положив его на подводу, пустили лошадь по селу.
Базами боепитания для националистов являются дислоцирующиеся в крупных населенных пунктах полицейские участки.
По данным на 8 июля 1943 г., немецкие части в районе с. Мыдзск (50 км севернее Ровно) пытались переправиться через р. Горынь с целью овладения указанным селом и с. Степань (57 км с. Ровно), однако «бульбовцы», занимавшие указанные села, оказали немцам сопротивление и убили 15 солдат, после чего немцы все же переправились через Горынь и заняли Степань, причем взяли в плен и расстреляли 200 националистов из находившегося в Степани бульбовского отряда «Легенда», остатки которого ушли в лес. 6 июня 1943 г. напали на немецкий гарнизон в Степани и снова заняли село.
По данным на 9 июля 1943 г., находящиеся на территории Ровенской области украинские националистические отряды называют себя украинскими партизанами.
По тем же данным установлены следующие отряды украинских националистов:
Отряд «Березы» в 400 человек занимает села: Михайловка (на карте нет), Черничи (55 км северо-западнее Ровно), Журивиче (52 км северо-западнее Ровно), Берестяны (40 км северо-западнее Ровно) и Липно (45 км севернее Ровно)
Отряд «Легенда» в 450 человек занимает села: Малый и Большой Стыдень (47 км севернее Ровно), Бутейки (63 км севернее Ровно) и райцентр Степань (57 км севернее Ровно).
Отряд «Еремщень» (название, возможно, искажено) в 325 человек занимает села Майданок (40 км севернее Ровно), Колки (67 км северо-западнее Ровно).
Отряд «Орел», численностью в 100 человек, находится в районе Колки.
Отряд «Махорко», численностью в 300 человек, находится в том же районе.
В районе Цуманских лесов (40 км северо-западнее Ровно) расположено несколько бульбовских отрядов общей численностью до 1 тыс. человек.
Местное население указанных выше районов в основном симпатизирует украинским националистам, держит заставы против партизан и о появлении последних ставит в известность бульбовцев.
Украинские националисты распространяют среди местного населения листовки за подписью одного из своих руководителей Семена Рубана, в которых пишут: «Мы за свободу» всего народа, польская нация нам не враг, но враг — польское правительство. Русский народ — нам не враг, но Москва — наш кровный враг. Мы с врагами будем бороться».
Среди рядового состава бульбовцев наблюдается высказывание в пользу советской власти. Некоторые из них заявляют: «Скорее бы кончилась война, лучше пусть будет советская власть, чем будут править немцы».
По данным на 7 июля 1943 г., установлено, что формируемые немцами казачьи батальоны состоят обычно из 250—280 человек, 2—4 ручных и один станковый пулемет, 70 автоматов. Командный состав комплектуется из немцев, младший командный состав — украинцы. Рядовой состав батальонов отличается низким моральным состоянием и в ряде случаев склонен к переходу на сторону партизан.
[...]2
Начальник Украинского Штаба партизанского движения,
Комиссар Государственной безопасности
Т. Строкач
Резолюции: В сводку, ознакомить отд. спец. инф[ормации] и т. Формолиеву. 16.7. С. Ан[исимов].
Разведывательный] О[тдел].
Помета: Исп[ользовано] в разведывательной] с[водке] № 32. 17.7.
_______________________
1 Текст отмечен на полях вопросительным знаком, напротив абзаца на полях имеется помета, выполненная коричневым карандашом «Цифра сомнительная, проверить».
2 Опущены сведения о положении в Киеве, посевной кампании, строительстве укреплений на правом берегу Днепра, мобилизации на принудительные работы в Германию.