Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Брюсселя. 6 ноября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.11.06
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 594-595.

Немедленно

6 ноября 1937 г.

Сообщаю расстановку сил на конференции в порядке благожелательности отношения к Японии. Итальянец открыто выступает защитником японских тезисов и старается по возможности затягивать и саботировать работу[1]. Положение Альдрованди [Марескотти][2] тем более пикантно, что он был членом комиссии Литтона, с которым тогда солидаризировался. Заметно, что он выполняет лишь инструкции правительства, лично им не сочувствуя. Далее идет Спаак, который все рассматривает и решает под углом зрения угодничества перед Японией, осторожно третируя нас. У португальца колебание: опасаясь за Макао, он будто бы настроен против Японии, но, связанный с Италией и всей фашистской кликой по испанским делам, потому не может очень отрываться от итальянца. Прояпонские настроения проглядывают в выступлениях южноафриканского делегата и меньше — Канады. Французы, особенно де Тессан[3], стараются не причинять неприятностей Японии и под разными предлогами будут, вероятно, противодействовать решительным действиям. Норман Дэвис и Иден прячутся друг за друга. Норман Дэвис более дружелюбен к итальянцам, чем Иден, который даже предлагал открыто объяснить недопущение Италии в комитет подписанием в Риме протокола с Японией. Говорят, что Дэвис предлагает в комитет даже Германию. Дельбос говорил мне, что Дэвис толкает Францию на соглашение с Германией. По-видимому, Дэвис играет здесь двойственную роль: говорит мне одно, а за моей спиной — другое. Остальные делегации пассивны, за исключением новозеландца, который, как и в Женеве, не упускает случая нападать на Японию и других агрессоров.

Литвинов


[1] Касаясь роли фашистских государств в поощрении японской агрессии, заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Б. С. Стомоняков в письме полпреду СССР в Японии М. М. Славуцкому от 15 ноября 1937 г. отметил: «Германия и Италия оказывают серьезную поддержку Японии и в значительной степени уже спасли ее от той изоляции, в которой она ранее находилась. Эта поддержка нашла, в частности, свое выражение в позиции Италии на Брюссельской конференции и оказала немалое влияние на занятие западными державами пассивной и колеблющейся позиции в отношении Японии». В письме высказывалось также мнение, что «если японская военщина проявит достаточную гибкость и умеренность в отношении интересов держав в Китае, надо считаться с тем, что державы останутся пассивными свидетелями японо-китайской войны».

[2] Глава делегации Италии на Брюссельской конференции.

[3] Заместитель министра иностранных дел Франции.