Из донесения оперативных групп Полиции безопасности и СД за январь 1942 г. о положении на временно оккупированной территории СССР и деятельности группы Бандеры

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1942.01.31
Источник: 
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны". т.1. 1939-1943. Москва. РОССПЭН. 2012, стр. 466-468
Архив: 
РГВА. Ф. 500к. On. 1. Д. 25. Л. 189-190, 200-201 (с об.), 202; BA. R 70/SU/31. ВІ. М О- 142, 160—164. Подлинник. Перевод с немецкого языка.

Не ранее 31 января 1942 г.1

Секретно, дело государственной важности!

Сообщение о положении дел и о деятельности

оперативных групп Полиции безопасности и СД в СССР

№9

(Отчетный период с 1 декабря по 31 декабря 1941 г.)

[...]2

V. Организация украинских националистов (ОУН)

Полковник Коновалец был убит агентами НКВД, потому что Советский Союз в развивающемся движении ОУН, во главе которого стоял убитый, видел угрозу. Эта опасность Советам уже потому казалась серьезной, что украинцы издавна в Советском Союзе представляли собой неизменно непокорный элемент. После убийства ОУН распалась на два направления, ибо Коновалец не оставил никакого политического завещания.

Руководители обоих нововозникших течений ОУН, Степан Бандера и Андрей Мельник, очень скоро разошлись во мнениях. Тем не менее конечная цель у обоих одна, а именно создание независимой суверенной Украины. В то время как Мельник сначала вел себя пассивно и пытался расширить движение, вывести его за пределы самой Украины и реорганизовать, Бандера сразу же стал создавать свою группу на оккупированных территориях Украины нелегально. Прежде всего, он выстраивал свою организацию в бывшей Польше, притом не забывая вести энергичную пропаганду и в местах расселения украинцев на территории, относящейся к Румынии и Венгрии.

Так как украинская молодежь была преимущественно на стороне Бандеры, а немецкие инстанции вынуждены были опираться на деятельных и продуктивных, Бандера получил ощутимое преимущество над Мельником. Его сторонники в качестве переводчиков или мнимых организаторов внедрялись в страну и наряду со своими официальными задачами сразу и без оглядки на соглашения с ответственными немецкими правительственными инстанциями разворачивали свою пропагандистскую деятельность. Насколько могущественным чувствовал себя тогда Бандера, указывает провозглашение в Лемберге украинского правительства во главе с Ярославом Стецько вскоре после взятия города. Полиция безопасности и СД сразу же после этого провозглашения правительства предприняли необходимые меры по ограничению деятельности Бандеры.

ОУН была вынуждена заботиться о максимально точной информации относительно немецких планов, чтобы соответствующим образом подстроить технику своей работы и тактику. Она использовала и использует и сегодня переводчиков украинской национальности, работающих в немецких инстанциях. Поэтому ОУН не только в курсе части немецких планов, но в курсе практических возможностей реализации этих планов. Соответственно этому она приспособила свои методы. За официальной деятельностью ранее теперь последовала нелегальная тайная с использованием псевдонимов и паролей. Доверенные лица и функционеры были переведены на незаметные должности в украинской гражданской администрации.

Фундаментом украинской военной власти, к которой стремился Бандера, служит милиция. Уже в июле 1941 г. прозвучал призыв украинского лейтенанта Легенды к формированию украинской армии. После этого найденное русское оружие не должно было быть сдано, но спрятано для вооружения предусмотренной армии. Этим ОУН руководствуется и по сей день.

Данное немецким инстанциям обязательство организовать экономическую жизнь Украины и предоставленная в связи с этим людям Бандеры немецкой стороной свобода торговли и передвижений, были истолкованы сторонниками ОУН таким образом, что они соответствовали их собственным планам и намерениям. В противном случае они не считались с какими-либо обещаниями. Даже с назначениями с немецкой стороны комендантов милиции, бургомистров и других должностных лиц считались только в тех случаях, когда эти люди хотели и могли содействовать планам ОУН.

Оперативные группы Полиции безопасности и СД внимательно следили за таким развитием. Однако первое открытое столкновение с ОУН произошло после того, как группа Бандеры прибегнув ко многим убийствам стала избавляться от своих конкурентов, сторонников Мельника.

Эта борьба вступила в новую фазу, когда через бывшего сотрудника НКВД вскрылись отношения НКВД и ОУН. НКВД воспринимал ОУН как серьезную опасность для дальнейшего существования Советской Украины. Поэтому он был вынужден принять меры к уничтожению ОУН. План этого уничтожения предусматривал внедрение в ОУН агентов НКВД. Среди них были Турчманович, один из ближайших сотрудников Степана Бандеры, и Богдан Бандера, брат руководителя ОУН.

НКВД очень хорошо просчитал возможность оккупации Украины немецкими войсками и предусмотрел на этот случай восстание населения в тылу немецких войск. Помимо специальных агентов, которым было поручено разжечь это восстание, НКВД хотел использовать для этого и собственных специальных агентов в ОУН. Сначала восстание должно было выглядеть как национальная борьба за освобождение, а после начала беспорядков агенты НКВД должны были взять управление в свои руки и при поддержке партизан превратить запланированную революцию масс в большевистскую.

Самыми серьезными противниками движения Бандеры среди соотечественников являются Левицкий на западе и Мельник на востоке. В то время как Левицкий стремится к объединению всех трех групп, включая группу Бандеры, противоречия между Мельником и Бандерой стали непреодолимыми после политических убийств в Житомире и Виннице.

Последние жесткие меры против Бандеры оказали влияние и на Мельника, а именно в том, что он в последнее время склоняется к тому, чтобы создать тайную организацию, дабы суметь эффективно противостоять возможному удару со стороны немцев.

В определенном отношении Мельник зашел так же далеко, как и Бандера. Бандеровскому провозглашению правительства в Лемберге он противопоставил формирование Украинской Национальной Рады в Киеве. Национальная рада, которая тщетно стремится к признанию со стороны немецких инстанций, официально является неполитическим органом для соблюдения украинских интересов и жизненных потребностей. На самом деле она представляет собой вид украинского правительства, чья движущая сила Киев, д-р Кандыба3. Население Восточной Украины почти ничего не знает о существовании этой Национальной Рады, а посвященная интеллигенция Киева относится к ней с определенным недоверием.

_____________________

1 Датируется по тексту документа.

2 Опущены разделы I—IV о деятельности партизан, арестах и расстрелах коммунистов и уголовных преступников, об уничтожении евреев, о пропагандистской деятельности, положении в Ленинграде, настроениях населения в Эстонии, Латвии и Белоруссии, польском движении сопротивления.

3 О. Кандыба был организатором Украинской национальной рады в Киеве, созданной 5 октября 1941 г. по инициативе сторонников А. Мельника.