Сообщение Полпреда СССР в Венгрии о беседе с Заместителем Министра Иностранных Дел Венгрии Апором, из письма М. М. Литвинову. 28 октября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.10.28
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 575-576.

28 октября 1937 г.

Чтобы сообщить венгерскому правительству о нашей позиции в отношении домогательств японской дипломатии[1], я сегодня под предлогом предстоящего моего выезда из Будапешта был принят заместителем Канья статс-секретарем Апором.

Вкратце обменявшись с ним впечатлениями о сегодняшней речи министра-президента Дараньи при открытии парламента, я незаметно перешел к настоящей теме моей беседы и, использовав высказанное Апором возмущение по поводу бесчинств над китайцами, развил всю ту аргументацию, которая была преподана мне Вашей телеграммой. В заключение я сослался на последнюю речь лидера крестьянской оппозиции Тибора Экхардта, и особенно на ту ее часть, где Экхардт заявил «о смертельной опасности для Венгрии, если она станет инструментом воинствующей политики какой-либо великой державы. Венгрию в таком случае ожидала бы участь Галиции в прошлой империалистической войне, и войска иностранных государств разорили бы ее территорию». Я закончил тем, что мирная внешняя политика, которую не раз возвещало венгерское правительство, и заверения о несклонности его на авантюры заставляют меня недоумевать в связи с упорно носящимися слухами.

Терпеливо выслушав меня, Апор в решительной форме заявил, что эти слухи абсолютно ни на чем не основаны и что он впервые слышит о возможности японских чаяний в отношении Венгрии. «У нас по горло своих забот, и мы не думаем ввязываться в какую-нибудь иностранную комбинацию. Мы великолепно сознаем, что мы — маленькая страна, сильно пострадавшая в итоге прошлой войны, и наша искренняя готовность нормализовать наши взаимоотношения с окружающими нас странами уже достаточно говорит о характере нашей мирной политики. Но даже если бы кому-либо в голову пришла мысль об антисоветском блоке нашем с Японией, то неужели мы не сознавали бы, что радиус нашего как политического, так и культурного и морального воздействия не соответствует подобным авантюрам .

Коснувшись дальше упомянутой мною в начале нашей беседы опасности экспансии праворадикальных элементов в Венгрии, Апор заявил, что, как это видно также из сегодняшнего экспозе в парламенте министра-президента Дараньи, консолидация мира во внутренней политике и мирные взаимоотношения со всеми странами во внешней политике являются основой политической программы венгерского правительства. «Мы уверены, — сказал он в заключение, — что с внутренними неурядицами мы справимся сами, а осуществление нашей мирной внешней политики, прежде всего в отношении Малой Антанты, зависит прежде всего от того, как будет Малая Антанта впредь трактовать венгерские национальные меньшинства на своей территории. Повторяю, что фантастическим планам и авантюрам в нашей политике не может быть места, и прошу Вас опровергнуть эти слухи».

Убедительнее всего в ответе Апора мне кажется его ссылка на «незначительный радиус воздействия Венгрии»; что же касается искренности данного мне ответа, то контролирующим моментом является, по-моему, та беседа с Апором, которую имел на днях с ним небезызвестный Вам по процессу Ракоши проф. Рустем Вамбери. О радикальном образе мышления и о резкой враждебности его к политике венгерского правительства Вам, должно быть, известно. Дня три тому назад завтракал у меня проф. Вамбери, и после завтрака, давая уничтожающую критику внутриполитической половинчатости венгерского правительства и бессилия в борьбе с праворадикальными течениями, Вамбери, однако, подчеркнул, что в вопросах внешней политики ни Дараньи, ни Канья и даже ни сам Хорти при данных условиях на авантюру не были бы способны, если бы даже этого они желали. В частности, Вамбери в подкрепление этого своего взгляда ссылался на интимную беседу, которая у него была на днях с тем же самым Апором.

А. Бекзадян


[1] В телеграмме М. М. Литвинова от 25 октября 1937 г., направленной в полпредства СССР в Польше, Румынии, Болгарии, Австрии, Венгрии, Прибалтийских странах, Финляндии и Турции, говорилось: «Японские дипломаты делают отчаянные усилия для создания антисоветского блока и вовлечения в этот блок в первую очередь ближайших к нам стран. Не рассчитывая на прямое антисоветское или даже антикоммунистическое соглашение, Япония предложила или хочет предложить некоторым государствам, в частности Венгрии, соглашение о культурной связи, причем должна быть устная договоренность о действительном антисоветском значении этого соглашения. Предлагаю Вам использовать первый удобный случай, чтобы обратить внимание правительства, при котором Вы аккредитованы, на означенные попытки Японии, разъяснить действительный смысл этих попыток и указать, что даже соглашение о культурной связи с Японией будет, при нынешних обстоятельствах, рассматриваться нами как антисоветский акт».