Отчет Н. Мостовича об административно-территориальном обустройстве и взаимоотношениях с немецкими властями на территориях Волынщины и Ровенщины

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1941.08.31
Источник: 
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны". т.1. 1939-1943. Москва. РОССПЭН. 2012, стр. 420-423
Архив: 
ЦДАВО Украiни. Ф. 3833. Oп. 1. Спр. 15. Арк. 70—73. Копия. Перевод с украинского языка.

г. Львов

31 августа 1941 г.

Волынщина и Ровенщина

По инициативе местных звеньев ОУН и украинской общественности возникли в каждой местности административные единицы, как то: на селе общественные управы, состоящие из главы, заместителя, секретаря и 5-ти членов; в районах - районные управы (бецирксфервальтунг)1, и это притом, что районы в бывших уездных городах имели влияние на все остальные районы бывшего уезда и назывались: Окружная управа в ...2 крайсфервальтунг3 ин ....

Окружная управа в Луцке и Ровно имели влияние на целые области, тем самым создавали областные управы. районные, городские и окружные.

Управы имеют такой состав:

1. Глава; 2. Заместитель; 3.Секретарь; 4. Отдел администрации; 5. Отдел хозяйственный; 6. Отдел социальной опеки и здоровья; 7. Отдел культурно-просветительный; 8. Финансовый; 9. Отдел технический; 10. Отдел труда.

Мне приходилось только представить уже существующее тело4 немецкой военной власти и убедиться в возможности сотрудничества. Объем в работе больше там, где были наиболее благоприятные «Ортскомендатуры», которые хотели решить хозяйственные вопросы как можно скорее. Теперь дали состав отдельных управ: по Луцку все дано в отчете Марченко.

Ровно: Глава: Иван Карналухов, зам. Волошин Ростислав, секретарь не назначен; Отдел администр. Яков Бусел, Культ[урно]-прос[ветительный] Гусев Алексей, Соц. опеки и здоровье: д-р Раевский, Технический]: инж. Хитрик.

Дѵбно: Глава мгр. Сацюк Алексей, зам. Пащенко, ж[енских] д[ел] Шуменская Олимпиада, секретарь: Юрий Сидорович, Административный]: Николай Козловский, Хоз.: Кудак Митрофан, Соц. опека и здоровье: Куренной Дмитрий, Просвещения и воспитания: Коломеец Авен, Техн[ ический]: Сошинский Сократ.

Владимир: Глава: адв[окат] Степан Черныш, зам: Федор Лахман, секретарь]: Петр Козюк, Отдел административный]: Висарий Недоля Ноздрат от хозяйства]. Отд. хоз.: Филипп Юрчынкович, Отд. культ[урно] просветительный] Николай Звойницкий, Отд. фин.: Максим Доценко, Отд. соц. опеки и здор[овья]: Петр Картушевский, Отд. техн. Семен Зелинский.

Ковель: глава — адв[окат] Подгорский, зам. — Владимир Пеленский, секретарь - мгр. Мачеха, нач. отделов подам позднее.

Горохов: глава - Димчин Назар, зам. - Крыштальский, секретарь - Воко-люк Надежда, нач. отделов подам позднее.

Немецкая гражданская власть оставила существующее состояние и действующую Окружную управу в Луцке объявили областной.

В конце мое утверждение: там, где военные чиновники не парализовали жизнь, там все идет как следует, ситуацию осваиваю, так в районах: Ратно, Камень Каширский, Колки, Сарны, <....>5пиль и других даже наладили телефонные линии, которые время от времени какая-то темная рука перерезает. Во все окружные города приехали доверенные немецкого хозяйства и приводят в соответствие с окружными управами, иногда без хозяйства.

Руководители городов: Луцк - инженер Ермолаев,

Ровно - Бульба,

Владимир - Иван Бартков,

Ковель — др. Пирогов,

Горохов — Шрачук,

Дубно - Бурка Василий,

Других подам позднее.

В Луцк уже приехала гражданская немецкая власть в составе посадника города и «Крайсгавптмана»6. При передаче власти воен. гражданской нем., присутствовали также украинцы. В своем выступлении] генерал дивизии заявил, что нем. власть пришла только помочь украинцам построить жизнь. Этот самый генерал прилюдно подтвердил, что украинцы очень доброжелательно относились к ним и помогали ликвидировать общего врага.

Львов 31 августа 1941 г.

Николай Мостович

НАРОДНАЯ МИЛИЦИЯ

Народная милиция организовалась самостоятельно на всех территориях и в городах. В первые дни затесались в ряды милиции негативные элементы, которые компрометировали ее. Со стороны организации были усилия поставить милицию как следует на ноги, но трудности в передвижении на территории и недостаток разных средств передвижения и т.п., а также негативное отношение немецкой военной власти к попыткам централизации, парализовали всякую работу. Я теперь буду предпринимать все возможные усилия, чтобы это дело нашло понимание у немецких чиновников. Милиция помогала и помогает нем. войскам ликвидировать диверсионные банды. Очень часто отделы милиции в наших местностях, где нет войск, сами устраивали облавы и пригоняли не раз десятки большевистских пленных и передавали войскам: в Камень-Каширскую, в Колках, в Кременце, в районе Ратно, а также и в других районах. Для инструкции направляю короткий отчет из Ковеля за одну неделю: милиция поймала одного парашютиста и передала в Матиеве нем. воен. власти. В Щурийском одного застрелили, другого передали в Ковель. В Задыбах была стычка милиции с бандой, и были убиты двое политруков и двое милиционеров тяжело ранены. В самом Ковеле на посту ранен один милиционер. В Голобах поймали двух политруков и передали армии. В общем, на территории Волыни уже поймано несколько десятков парашютистов и передано армии.

Н. Мостович

Волынь, подобно всем остальным украинским землям, встречала немецкую армию сердечно и достойно. Везде возводили триумфальные арки, с надписями, преимущественно «Хайль Гитлер», «Слава Украине». Флаги вывешивали украинские и немецкие. Крестьяне отдавали для армии все, а когда им платили, то это воспринимали с обидой и денег не принимали. Когда какая-нибудь часть забирала у крестьян коней, коров или свиней, то крестьяне говорили, что это ничего: немцам они готовы все отдать, так как немцы помогли создать независимую Украину. Крестьяне признают только ОУН и ее Проводника Степана Бандеру, для них проводники и далее являются подпольщиками, к которым они питают безграничное доверие. На Волыни нет до настоящего времени никакой политической борьбы, или даже трений, так как во время большевистского лихолетья действовала только ОУН, которую украинское общество понимало и поддерживало, и на сегодняшний день оно только7 ее и знает. Последнее время пробираются на Волынь посланники некоторых политических групп, а именно: мельниковцы и ункаровцы, которые стараются сеять неверие и страх, говоря, что Бандера арестован и т.п., что все члены ОУН будут отвечать перед полковником Мельником, главным атаманом Черным (Волошиным).

Кроме всего, крестьяне возвратятся к работе, у них ничего не потеряно, ничего не пропадет, они безо всяких указаний все оставшееся имущество сохранят. Кражи происходят только на Полесье, и то очень часто сами немецкие части к этому причастны. Пример: в Келках так долго стоял магазин с мукой, пока солдаты не разбили и сами не стали раздавать и т.п.

Интересным представляется Полесье, которое советы насильно присоединили к Белоруссии. Население говорит иногда по-украински, а когда обращается к какому-нибудь «пану», мешает русский язык, по-белорусски вообще не умеет. Когда спросить такого полищука8, кто он по национальности, то чужому человеку боится признаться, пока не выяснит, что вы украинец, а на то, что он украинец, почти что молится, чтобы украинцы не забыли о них, не оставили их на поругание. Если бы был плебисцит, то все единогласно высказались бы за присоединение к Украине. Так как даже в большевистской действительности отваживались полищуки писать самому Сталину, что они хотят украинской школы, и даже кое-где отвоевали.

Наиболее осведомленные Кобринщина и Дорогоччина. На этих землях нем. местная власть почему-то создает трудности при утверждении Укр. Комитетов Помощи, которые возникают по инициативе местных украинцев. В это время при поддержке немцев создают якобы белорусы, (а в действительности российские эмигранты, которые не умеют даже по-белорусски говорить и которых привезли нем. военными авто) белорусские комитеты для белорусского населения. В Бересту приехал молодой студент-белорус, и, узнав ситуацию, заявил, что они, т.е. белорусы, отдают себе отчет, что тут белорусов нет, зондируют, если ничего не выйдет, то не будут иметь претензий.

Украинские комитеты уже есть в Бересте, в Кобрине, похоже, созданы уже в Янове, Дорогоччине, Пинске и Сталине. На территориях Кобрина и Дорогоччина действовал ОУН. В Кобрине выкр<...>9, звено ОУН в составе:

1. Шварко Григорий в из с. Велота

2. Кватерук Леонтий из Кобрина

3. Пархотик Василий из с. Здишова

4. Бойтик из Дивина

5. Шуменский Юлиан из Табинки

Все счастливо спаслись из Берестейской тюрьмы. Следует отметить, что НКВД применяло к ним изощренные методы [пыток], и некоторые из них не подписали ни одного протокола.

Состав комитета в Бересте:

Глава: д-р Гнатев Александр

Заместитель: Никита Иван

Секретарь: Криницкий Владимир

Члены: инж. Кобылко Иван, Борис Олесиюк, Яцев Василий, инж. Шалупчук Петр

Состав комитета в Кобрине:

Глава: Сацевич Иосиф

Заместитель: Рафалович Петр

Секретарь: Жилавый Ярослав

Члены: Пархотик Василий, Кватерук, д-р Магер Владимир, Рафалович Дмитрий.

Состав по другим городам Полесья — список, где комитеты насильно присоединены к Белоруссии, подам позднее.

Николай Мостович

____________________

1 Bezirkverwaltung (нем.) — районное управление, районная администрация.

2 Здесь и далее в тексте многоточие документа.

3 Kreizverwaltung (нем.) — окружное управление, окружная администрация.

4 Так в тексте документа.

5 Часть текста утрачена.

6 Kreishauptman (нем.) — окружной капитан.

7 Далее слово вымарано.

8 Полищук — житель Полесья.

9 Часть слова утрачена.