4. Единый хозяйственный план — план электрификации всей страны
4. Единый хозяйственный план — план электрификации всей страны
План ГОЭЛРО намечает последовательность развития промышленности, транспорта и земледелия. Он намечает пути и сроки ликвидации хозяйственных затруднений, созданных империалистической и гражданской войной, восстановления довоенного уровня промышленности, транспорта и земледелия, а затем и дальнейшего подъема всех областей народного хозяйства путем реконструкции хозяйства на иной технико-социальной основе.
Касаясь проблем восстановления довоенного хозяйства и широкого социалистического хозяйственного строительства, Ленин с особенной силой всегда подчеркивал то положение, что нам нужно не просто восстанавливать наше хозяйство в его прежнем довоенном виде. Ленин с особой силой подчеркивал, что нам нужно восстановить, а затем и дальше развивать социалистическое хозяйство не на базе старой техники русского довоенного хозяйства, а на новейшей технической основе, выражением которой является электротехника. Это положение находит отражение во всех выступлениях Ленина о хозяйственном строительстве. Ленин неоднократно подчеркивал, что обязательным условием социалистического строительства является развитие хозяйства на базе новейшей техники, а этой базой по-Ленину является «электрификация всей страны».
Именно поэтому единый хозяйственный план, план ГОЭЛРО, не случайно является планом электрификации нашей страны.
Ленин исходя из того, что «предварительным условием» широкого социалистического строительства может служить лишь диктатура пролетариата. Исходя из наличия этих условий после Октябрьского переворота, Ленин выдвигал на первый план момент обеспечения социалистического строительства новейшей техникой и проведения всех наших хозяйственных мероприятий в рамках единого хозяйственного плана на базе этой новой техники. Так мыслил Ленин «восстановление» и реконструкцию нашего хозяйства. Ленин рассчитывал, что мы кратчайшим путем пойдем по пути опережения капиталистических стран, а тем самым по пути упрочнения основ диктатуры пролетариата, по пути победы социализма.
И при намечении плана ГОЭЛРО, когда Ленин вплотную подошел к вопросам хозяйственного строительства, он исходил из тех положений, которые были высказаны им в брошюре «Грозящая катастрофа», что победивший пролетариат должен либо погибнуть, либо догнать передовые страны, а затем и перегнать их экономически. И незадолго до обсуждения плана ГОЭЛРО на VIII съезде советов Ленин в своем выступлении на московской партийной конференции в ноябре 1920 г. говорит следующее:
«На съезде советов поставлен доклад по электрификации России для того, чтобы единый хозяйственный план восстановления народного хозяйства, о котором мы говорили, установить со стороны техники. Если не перевести России на иную технику, более высокую, чем прежде, не может быть и речи о восстановлении народного хозяйства и о коммунизме. Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно».
Здесь Ленин имел в виду не простое поднятие промышленности, а поднятие социалистической промышленности, причем поднятие промышленности в тех исключительно тяжелых условиях, о которых мы говорили выше. Поэтому Ленин с точки зрения задач социализма считал необходимым коренную переработку промышленности, с тем, чтобы в кратчайший срок создать материальную базу социализма, ликвидировав нашу отсталость и изменив аграрный характер нашей страны в сторону широкой индустриализации. «Понятно, — говорит Ленин, — что без этой переработки всей промышленности с точки зрения условий крупного машинного производства социалистическое строительство останется только суммой декретов, останется политической связью рабочего класса с крестьянством, останется спасением крестьянства от колчаковщины и деникинщины, останется примером для всех держав в мире, но не будет иметь своей основы. Коммунизм предполагает советскую власть как политический орган, дающий возможность массам угнетенных вершить все дела: без этого коммунизм немыслим».
И далее Ленин разъясняет, что это (т. е. советская власть) является лишь своего рода «предварительным условием», обеспечивающим лишь «одну сторону вопроса», а именно политическую сторону.
«Этим, — говорит Ленин, — обеспечена политическая сторона, но экономическая может быть обеспечена только тогда, когда действительно в русском пролетарском государстве будут сосредоточены все нити крупной промышленной машины, построенной на основах современной техники, а это значит — электрификация» (разрядка наша. А. X.).