Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Германии в СССР Шуленбургом. 4 октября 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.10.04
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 533-534.

4 октября 1937 г.

Шуленбургу, явившемуся по моему приглашению, я сообщил о намерении правительства СССР открыть в Германии два новых советских консульства, именно — в Бреславле и в Мюнхене. Таким образом, общее число консульств СССР в Германии будет доведено до четырех. Столько же германских консульств, согласно решению Советского правительства, может быть сохранено в СССР. Таким образом. Германии предлагается сократить три своих консульства в СССР из наличных семи.

Шуленбург осведомился, остается ли в силе заявленное нами требование, чтобы при всех условиях закрыты были германские консульства в Одессе и Владивостоке? На мой утвердительный ответ он развел руками и заявил, что, не высказывая своего личного мнения о нашем новом предложении, он сегодня же передаст его в Берлин.

Единственное замечание, которое он считает необходимым сделать, относится к советскому торгпредству в Германии. По мнению посла, количество сотрудников этого торгпредства настолько значительно, что нельзя не принять его во внимание при осуществлении уравнительного принципа, положенного в основу нашего предложения.

На это я возразил, что торгпредство в Германии существует на основании особого статуса, не допускающего его приравнивания к консульствам, и что начало равенства проводится нами в отношении общего числа учреждений, а не количества их сотрудников.

В заключительной части беседы Шуленбург напомнил о наличии особого соглашения СССР с Германией, в силу которого выездные визы германским гражданам должны выдаваться советскими властями в срок не более 48 часов. Это соглашение систематически нарушается нашими органами. В частности, посол может указать на проволочку, чинимую в деле выдачи указанных виз германским гражданкам Оберберг, Хенигхаузен и Фриц. Шуленбург просил меня посодействовать скорейшему удовлетворению их ходатайств о выезде. Я обещал послу оказать просимое нм содействие.

Потемкин