Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Китае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 2 октября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.10.02
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 529-530.

2 октября 1937 г.

Беседовал с министром железных дорог Чжан Цзя-ао. Он сообщил мне, что еще до начала военных действий с Японией он имел указание Чан Кай-ши заняться выяснением возможности постройки железной дороги от Сиани до Урумчи. В настоящее время необходимость постройки этой дороги является очевидной. Чжан просил выяснить, насколько правительство СССР будет заинтересовано в этом проекте. В положительном случае он мыслит, что СССР и Китай должны начать строительство дороги одновременно: мы — от нашей границы до Урумчи или дальше, Китай — от Сиани. Участок Сиань — Ланьчжоу обследован, и имеются уже готовые проекты. Стоимость строительства дороги — 300 млн. китайских долл., продолжительность строительства дороги — 5 лет. Если СССР почему-либо считает невозможным принять участие в этом строительстве, то каково будет отношение Советского правительства к постройке шоссейной дороги от Ланьчжоу до нашей границы? В случае принципиального согласия Советского правительства на один из этих проектов он представит более детальные предложения[1].

Меламед


[1] Впервые вопрос о строительстве железной дороги между Китаем и СССР был поднят по инициативе китайской стороны в 1935 г. В записи беседы Д. В. Богомолова с Чэнь Ли-фу 12 октября 1935 г. приведено высказывание последнего о необходимости, исходя из сложившейся на Дальнем Востоке обстановки, «приступить к обеспечению связи между обеими странами и путей сообщения между ними». Отметив, что имеется в виду строительство железной дороги через Синьцзян, Чэнь Ли-фу пояснил: «Такая железная дорога могла бы идти только двумя путями: Суйюань — Синьцзян — СССР (направление наиболее удобное, но неприемлемое, так как такая дорога может быть в любую минуту оккупирована японцами) или Сиань — Ланьчжоу — Хами — Урумчи — СССР (линия более длинная, с тяжелым профилем, но единственно надежная)». Однако дальнейших шагов с китайской стороны в целях конкретизации поставленного вопроса в то время не последовало.

Переговоры были продолжены в 1938 г.