Нота Полномочного Представителя СССР в Японии Министру Иностранных Дел Японии Хирота. 26 сентября 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.09.26
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 522-524.

26 сентября 1937 г.

Господин Министр,

19 сентября с. г. и. о. Генерального консула СССР в Шанхае г. Симанский получил от Командующего 3-й эскадрой японского флота адмирала Хасэгава сообщение о намерении японских военно-морских и воздушных сил подвергнуть начиная с полудня 21 сентября бомбардировке с воздуха и другим военным мерам г. Нанкин и его окрестности и предложение в связи с этим Послу СССР в Китае г. Богомолову совместно со всем персоналом Посольства и живущими в Нанкине советскими гражданами выехать из Нанкина в районы большей безопасности.

Немедленно по получении этого извещения и. о. Генерального консула СССР в Шанхае г. Симанский по поручению Посла СССР в Китае г. Богомолова заявил Генеральному консулу Японии в Шанхае г. Окамото протест против предполагаемых незаконных действий японских военно-воздушных сил, сообщил, что Посольство СССР со всем своим составом остается в Нанкине, и предупредил, что Правительство СССР возлагает на Правительство Японии всю ответственность за последствия, которые могли бы произойти для Посольства СССР в Нанкине и советских граждан от незаконных действий японских военно-воздушных сил.

Г-н Окамото обещал передать это заявление Японскому Правительству, однако повторил предложение адмирала Хасэгава относительно эвакуации Советского Посольства из Нанкина, подчеркнув, что японские власти не будут нести никакой ответственности за могущие произойти несчастные случаи.

22-го сего месяца Морское министерство Японии сообщило официально Военно-морскому атташе СССР в Японии г. Ковалеву, что якобы с 22 сентября начнутся полеты над Нанкином китайских самолетов с японскими опознавательными знаками.

23-го сего месяца Японский Консул в Шанхае г. Вакацуки сообщил Генеральному консульству СССР, будто предполагается бомбардировка Советского Посольства в Нанкине китайскими самолетами, замаскированными под японские самолеты.

Многократные бомбардировки Нанкина японской авиацией, приведшие к большому количеству человеческих жертв среди мирного населения и к разрушению ряда зданий и сооружений, не имеющих никакого военного значения, заставляют опасаться, что продолжение этих бомбардировок угрожает также Посольству СССР, жизни Посла и его сотрудников, а также имуществу Посольства СССР. Советское Правительство имеет тем большее основание опасаться подобных последствий предпринимаемых японскими военными силами мероприятий, что, как известно, японскими военными властями уже были созданы для Генеральных консульств СССР в Тяньцзине и Шанхае и для Консульства СССР в Калгане[1] невозможные условия для нормального выполнения возложенных на них функций.

Считая незаконными и противоречащими общепризнанным принципам международного права намерения японских военных властей в отношении Нанкина и предъявленное ими незаконное требование об эвакуации из Нанкина Посольства СССР, Советское Правительство заявляет решительный протест против этих беспрецедентных в истории международных отношений действий японских военных сил, подтверждает, что Посольству СССР в Китае дано указание оставаться и дальше на своем посту, и предупреждает Японское Правительство, что оно будет считать его полностью ответственным за все последствия этих незаконных действий[2].

Примите, господин Министр, уверения в моем совершенном к Вам уважении.

М. Славуцкий

Опубл. в газ. «Известия»

№ 226 (6388), 27 сентября 1937 г.


[1] Чжанцзякоу.

[2] В ноте от 1 октября 19-37 г. на имя полпреда СССР в Японии М. М. Славуцкого министр иностранных дел Японии оправдывал действия японских военных властей и, вопреки фактам, отрицал незаконность мер в отношении консульств СССР в Шанхае, Тяньцзине и Чжанцзякоу, продиктованных якобы заботой о их «безопасности».