Из отчета о работе политотделов МТС Ниже-Волжского края за 1933 г. 20 декабря 1933 г.
№ 298
По состоянию на 15 декабря 1933 г.
....1. Обстановка к моменту организации политотделов
Оторванность ряда районных и областных организаций от жизни колхозов, от их запросов, о чем говорил т. Сталин на январском Пленуме ЦК и ЦКК, сильно сказывалась в Нижне-Воджском крае, что было особо отмечено в решении ЦК ВКП(б) от 30 декабря 1933 г. по Нижне-Чирскому и Котельниковскому районам.
Хлебозаготовки прошлого года были закончены в крае только в январе 1933 г., семенные фонды не были засыпаны в подавляющем большинстве колхозов. Осенний сев 1932 г. был проведен во многих колхозах недоброкачественно, зяби было поднято всего 1,5 млн га, при низком качестве работ.
Хозяйство МТС было в запущенном состоянии, инвентарь был во многих МТС под открытым небом. Много тракторов и с/х машин были оставлены в борозде и даже не свезены на усадьбу МТС.
Классовый враг проявлял особую активность во многих колхозах и, пользуясь слабостью и притуплением революционной бдительности наших партийных организаций, орудовал в ряде колхозов, организуя воровство семян, расхищение колхозного добра и вредительство, в первую очередь по линии вывода тягла из строя. К началу сева лошади в большинстве колхозов были в значительной части неработоспособны.
На первых же шагах своей работы политотделы столкнулись с саботажем кулацких элементов, свивших себе прочное гнездо во многих колхозах, с невыходами на работу, с явлениями вредительства в аппаратах МТС и колхозов. Тракторный парк был отремонтирован недоброкачественно, а в ряде случаев — прямо вредительски.
Чтобы успешно провести сев, необходимо было в первую очередь разгромить кулацкий саботаж, опираясь на передовые элементы в колхозах, на преданных партии и Советской власти коммунистов и комсомольцев, на колхозников-ударников. Без сплочения этого актива вокруг политотделов нельзя было развернуть атаку на лодыря и рвача, нельзя было организовать и возглавить борьбу с антиколхозными и антисоветскими элементами, пробравшимися в колхозы. Политотделы поняли эту свою важнейшую задачу и неплохо с ней справились...
Положение, которое застал политотдел Морецкой МТС Еланского района в начале своей работы в колхозе «Пятилетка». Политотдел в первые же дни своей работы столкнулся в тем, что сев проходил безобразно. Трудовой дисциплины не было. Только 60% колхозников выходили на работу, начинали в 10 час. утра. Качество сева было вредительское. Глубина пахоты во 2-й бригаде составляла от 2 до 4-х см. Кругом были огрехи. Политотдел сплотил актив из лучших ударников, которых ячейка этого колхоза до организации политотдела «не замечала»...
Контрреволюционное охвостье хозяйничало в колхозе. Эти враги запугивали лучших колхозников-ударников, разлагали колхозную дисциплину. Под руководством политотдела вся эта шайка была разоблачена: колхоз был очищен от враждебных элементов, ударники осознали свою силу в колхозе, и темпы сева после этого резко повысились.
Положение в колхозе «Пятилетка» характерно для многих колхозов края к началу сева. Почти во всех колхозах политотделам приходилось начать свою работу с выявления и изгнания чуждых и вредительских элементов, засевших в аппаратах МТС. Всего по МТС края было вычищено и снято с работы свыше 20 тыс. чел. Изгнание чуждых элементов расчистило дорогу движению колхозов вперед.
Политотделы начали сколачивать партийно-комсомольский актив, способный вести за собой колхозников. Этот актив являлся опорой политотдела и играл авангардную роль на производстве, возглавляя движение соревнования и ударничества. Десятки и сотни коммунистов и комсомольцев перевыполняли свои нормы выработки, показывая пример честного ударного труда. Немалую роль в укреплении организующей роли коммунистов и комсомольцев в колхозах сыграли присланные краем из городов в помощь колхозам парторги на время проведения весеннего сева. С помощью актива политотделы разгромили кулацкий саботаж в весеннем севе.
В борьбе против классовых врагов, за укрепление колхозов, успешное окончание сева, политотделы сплачивали лучшие элементы передовых колхозов-ударников, развернули борьбу против лодыря и рвача, за повышение производительности труда и выполнение норм...
Эти успехи, хотя и являются недостаточными, но в то же время они показывают значительный шаг вперед, который проделали МТС нашего края под руководством политотделов в деле борьбы за высокий урожай.
36 зерновых МТС края выполнили и перевыполнили свой план подъема паров; особенно должна быть отмечена успешная работа Александровской МТС, которая выполнила свой план на 103%; Песчанской МТС (105,6% плана), Мещерской МТС, Балановской и Советской МТС, выполнивших свой план на 100% до 1 июля, Советская МТС выполнила свой план к 20 июня и вышла первой в крае по паровой кампании, как и по весеннему севу.
Самым замечательным результатом, которого мы добились в процессе борьбы за проведение весеннего сева — это коренной перелом в отношении колхозников к колхозному труду и общественной собственности...
Эти победы дались нелегко. Сопротивление классового врага, остатков недобитого кулачества давало себя сильно чувствовать, особенно в районах бывшего Хоперского окр. Классовый враг, перестроив свою работу, приспособляясь к новой обстановке, повел подрывную работу в первую очередь по линии дискредитации закона о хлебопоставках. Пошла агитация о том, что после выполнения основного плана пойдут «встречные» планы197, что колхозникам ничего, мол, не останется, и что поэтому незачем торопиться убирать урожай. Во многих колхозах классовый враг умело использовал имевшие место ошибки по линии авансирования (задержки выдачи авансов), разлагая трудовую дисциплину. Вредители и чужаки, уцелевшие в ряде колхозов, усилили свою активность, кое-где ведя еще за собой массы колхозников. Они применяли самые разнообразные, тонко замаскированные формы и методы саботажа и вредительства.
В Красновском колхозе Нехаевской МТС бригадир 1-й бригады Максимов, бригадир 3-й бригады Ежов и член правления колхоза Васильев, в прошлом активные белогвардейцы-эмигранты, под носом у «шляпы» с партбилетом — председателя колхоза Шилкина, прикрываясь им, срывали скирдование, обмолот и хлебосдачу.
В Распопинском колхозе Клетской МТС бывшие белогвардейцы, в целях опорочения ударников, подбрасывали им на квартиры зерно, а потом заявляли милиции, что эти ударники хлеб воровали.
В Тамалинском районе группа кулаков повела травлю против премированных ударников. Одна колхозница-ударница была избита кулаками за то, что она получила премию. В результате деятельности классового врага ударник Кузнецов отказался от получения коровы, которой его премировал колхоз, заявляя: «Нам тогда не дадут прохода, если мы получим премию, нас затравят».
Враг проявил особую активность в поломке машин. В барабаны молотилок нередко летели зубья, инструмент, молотки, пиджаки, вилы, железные прутья, чтобы выводить молотилку из строя. Расплавляли подшипники у тракторов, чтобы прекратить молотьбу. Так как такое вредительство все же сравнительно легче обнаруживать, враг и здесь пускался на всяческие хитрости. Вот два примера этого рода. В Бударинской МТС комбайнер Редин, как оказалось при проверке сын кулака, чтобы сорвать работу комсомольца-комбайнера, дававшего лучшие показатели против Редина, снял с комбайна комсомольца амортизатор и спрятал его к себе в сундук.
В Аряжской МТС было обнаружено много разбросанных на полях крупных камней и вбитые деревянные колышки на площади 3 — 5 га. Это специально было сделано для того, чтобы комбайн нельзя было пустить по полю. 2 дня там потратили на уборку камней и колышек.
Политотделы разоблачили махинации остатков недобитого врага, ликвидировали попытки организованного саботажа уборки и организовали по-большевистски хлебосдачу...
Начальник политсектора МТС Нижне-Волжского края А.Яковлев
197 «Встречные планы» — заготовки зерна после выполнения хозяйствами основного годового плана хлебозаготовок получили широкое распространение в период хлебозаготовительной кампании 1932 г. В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об обязательных поставках зерна государству колхозами и единоличными хозяйствами из урожая 1933 г. на основе закона от 19 января 1933 г.» подчеркивалось, что «никакие встречные планы по сдаче зерна впредь не должны быть допущены ни при каких условиях» (СЗ СССР, 1933. № 38. Ст. 228).