Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 2 августа 1937 г.
Вне очереди
2 августа 1937 г.
Вице-министр иностранных дел Сюй Мо позвонил мне по телефону и пригласил на чай к Ван Чун-хою. При разговоре были только они оба и я. Ван Чун-хой спросил меня, передал ли мне Сунь Фо просьбу китайского правительства к Советскому правительству произвести на маньчжурской границе кое-какое передвижение советских войск для того, чтобы «отвлечь внимание Японии от Китая». Я ответил, что Сунь Фо мне об этом действительно говорил, но что я ответил Сунь Фо то же, что должен заявить ему сейчас. Он должен понять, что я не могу дать никакого ответа на такой вопрос. Я сказал, что о моем разговоре с Сунь Фо я по этому вопросу, конечно, информировал Москву[1].
Так как я предполагал вечером говорить с Чан Кай-ши, то я не хотел подробно разговаривать с Ван Чун-хоем. Я кратко сказал ему, что на вопрос о военных поставках я получил удовлетворительный ответ из Москвы и что я собираюсь говорить по всем вопросам советско-китайских отношений с Чан Кай-ши. Я опять заявил, что Советское правительство считает в настоящий момент какие-либо переговоры о пакте взаимопомощи несвоевременными.
У меня осталось впечатление, что и Ван Чун-хой и Сунь Фо чрезвычайно напуганы событиями и не знают, что делать. Оба в один голос уверяли меня, что японцы рассчитывают занять не только Баодин, но и Шицзячжуан, а в дальнейшем — Шаньси и Ганьсу и вообще весь Северо-Запад. Они подтвердили, что третьего дня японские аэропланы бомбардировали Баодин, и сказали, что очень опасаются японского десанта в Циндао.
На мой вопрос о позициях великих держав Ван Чун-хой дал следующие ответы:
1. Америка — полное невмешательство и отказ от какой-либо коллективной акции.
2. Англия старается удержать Японию от дальнейшей агрессии в Китае. В Токио Англия сделала «дружественные» представления японскому правительству. Во всяком случае, Англия заявила Японии, что всякие переговоры между ними пока прекращаются. Китайское правительство уверено, что Англия сделает все возможное, чтобы японская агрессия в Китае не перешла «известные границы». Я спросил, что же это за «известные границы». Ван Чун-хой только пожал плечами и ничего не ответил. По его словам, Англия готова была предпринять в Токио коллективную акцию, но, поскольку Америка не согласна, вопрос отпал.
3. Франция относится наиболее дружественно к Китаю, но не может решиться ни на какую акцию без Америки.
На мой вопрос о позиции Германии Ван Чун-хой ответил, что Германия сделала японскому правительству «дружественное» представление в Токио. Германия заинтересована в развитии торговых отношений с Китаем и поэтому желает мира. Но Япония зашла уже так далеко в выполнении своих планов, что не хочет никого слушать.
Ван Чун-хой сказал, что у японцев в Северном Китае уже около 30000 войск и они все продолжают перебрасывать новые войска. Он уверен, что Япония собирается сосредоточить в Северном Китае большую армию, которая будет угрожать не только Китаю, но и СССР.
Я полагаю, что нет никакого смысла вообще отвечать что-либо на запрос Ван Чун-хоя о каких-то «передвижениях» наших войск на маньчжурской границе. Китайцы сами должны понять всю несуразность подобного передвижения.
Богомолов
[1] В телеграмме в НКИД СССР от 28 июля 1937 г. о беседе с председателем законодательного юаня Китая, состоявшейся в тот же день, Д. В. Богомолов сообщил: «Сунь Фо спросил меня, может ли китайское правительство ожидать, что, в случае если теперешний кризис разрастется, Советское правительство пойдет на кое-какое передвижение войск на маньчжурской границе. Когда я сказал, что мне его вопрос непонятен, Сунь Фо добавил, что китайское правительство не ожидает от нас вмешательства в войну, однако полагает, что даже простое сосредоточение наших войск на маньчжурской границе могло бы оказать большую пользу Китаю. Я ответил, что он сам должен хорошо понимать, что я не могу дать никакого ответа на его вопрос».
1 августа 1937 г. с аналогичным вопросом к народному комиссару иностранных дел СССР обратился посол Китая в СССР Цзян Тин-фу. «Посол спрашивал, — говорится в записи беседы, — не можем ли мы сделать что-нибудь большее для Китая, чем поставка оружия, как, например, переброску войск на Дальний Восток в целях иммобилизации японской армии в Маньчжурии. Я ответил, что наша Дальневосточная армия вполне достаточна для отвлечения японских сил от Китая и что переброска войск требует предварительной подготовки и времени».
В связи с подобными обращениями китайской стороны М. М. Литвинов 3 августа телеграфировал полпреду СССР в Китае: «Вы совершенно правильно указывали, и то же я говорил здесь Цзян Тин-фу, что переброска войск требует длительной подготовки и тем менее вызывается необходимостью, что нам неизвестно, что предпринимается Нанкином и действительно ли он намерен оказывать сопротивление. Во всяком случае, Япония знает силу нашей Дальневосточной армии, которая не позволяет ей отвлекать войска от границы Маньчжурии».