Письмо неустановленного лица рейхскабинетсрату фон Штуттергейму о целесообразности использования ОУН и различных точках зрения в руководстве Германии по этому вопросу

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1940.09.17
Источник: 
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой Войны". т.1. 1939-1943. Москва. РОССПЭН. 2012, стр. 175
Архив: 
BA. NS 43/43. ВІ. 117—118. Копия. Перевод с немецкого языка.

17 сентября 1940 г.

Секретно

Господину

рейхскабинетсрату фон Штуттергейму

Рейхсканцелярия

Берлин W 8

Фоссштр[ассе] 6

Украинская эмиграция

Глубокоуважаемый г-н фон Штуттергейм!

26 августа с.г. я переслал Вам копию подготовленного мною в свое время письма в рейхсканцелярию по поводу гетмана Скоропадского с просьбой все-таки доложить еще раз об этом деле начальнику рейхсканцелярии господину рейхсминистру д-ру Ламмерсу, как о том просил сам господин министр. Пока я позволил себе прислать вам целую пачку регулярно просматриваемых здесь украинских эмигрантских газет, из которых очень хорошо видны политические взгляды отдельных групп, в особенности абсолютно враждебная позиция находящихся за пределами Германии групп ОУН, Организации Украинских Националистов, которые — как вам, вероятно, должно было быть известно — здесь в рейхе нашли особую поддержку у Абвера, о чем в свое время велись переговоры между рейхсляйтером Розенбергом и адмиралом Канарисом1.

Мы неоднократно обращали внимание адмирала Канариса на то, что одностороннее предпочтение, выказываемое ОУН даже в военных делах, на практике влечет за собой некие политические обязательства на будущее. В то же время мы указывали адмиралу, что ОУН не может притязать на какую-либо политическую роль. Она не что иное, как мелкая террористическая группа с особой локально-галицийской окраской; точнее, ее можно было бы охарактеризовать как национально-галицийское ответвление великорусского эсеровского древа. Теперь, когда Галиция также оккупирована Советами, эта группа вообще теряет почти всякое политическое значение.

Сейчас в этой группе, несмотря на поддержку со стороны немецких военных служб, возник разлад, который выливается в заявления то с одной, то с другой стороны, причем и с самыми тяжкими обвинениями. Этот разлад доказывают правильность оценки, которую мы в свое время дали этой группе, и невозможность использовать эту группу в каких-либо политических целях. Прилагаю вам для личного ознакомления копию попавших ко мне взаимных обвинений этой группы с просьбой, когда будете докладывать начальнику рейхсканцелярии, обратить внимание г-на рейхсминистра д-ра Ламмерса на них.

Хайль Гитлер!

3 приложения [не публикуются]

__________________________

1 Имеется в виду совещание рейхсляйтера Розенберга с адмиралом Канарисом, подполковником Лахузеном и майором Штольцем в присутствии штабсляйтера Шикеданца, состоявшееся 21 декабря 1938 г. по поводу проведения объединения всех украинских эмигрантских органи заций в единый «Украинский комитет доверия». На совещании адмирал Канарис рассказал о том, что после консультации с министерством иностранных дел и «по согласованию с японцами» Главное командование вермахта на протяжении последних лет проводило работу с ОУН, которую он определили как «обучение в различных военных областях». Розенберг при обсуждении вопроса о создании «Украинского комитета доверия» отметил, что ОУН опирается в основном на Галицию и что она (ОУН) «столкнется с очень большими трудностями в попытках распространить свое политическое влияние на собственно Большую Украину. Так что при самой основательной военной подготовке, необходимо хорошо продумать и политическую цель», а не только преследовать «определенную военную цель, как это имеет место в сотрудничестве Главного командования вермахта с группой Коновалец — Ярый или ОУН». (См.: ЦГАВОВ Украины. Ф. 4628. Оп. 1. Д. 10. Л. 6—11.)