Заявление Народного Комиссара Иностранных Дел СССР М. М. Литвинова в ответ на заявление Государственного секретаря США Хэлла от 16 июля 1937 г. 23 июля 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.07.23
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 398-400.

23 июля 1937 г. [1]

Прошу передать мою благодарность г. Хэллу за любезное сообщение мне заявления, сделанного им печати, значение которого не ускользает от моего внимания. Я с тем большим интересом ознакомился с заявлением г. Хэлла, что оно совпадает с общей позицией Советского Правительства в вопросах, затронутых этим заявлением. Не подлежит сомнению, что напряженность, конфликты и трения в международных отношениях, а тем более угроза враждебных столкновений, если они вначале касаются лишь двух или нескольких государств, в дальнейшем могут задеть права и интересы всех наций. Это положение нашло свое выражение в выдвинутом мною в Лиге наций принципе неделимости мира. Я разделяю и другие положения, заключающиеся в заявлении г. Хэлла и совпадающие с принципами, которые Советское Правительство не только пропагандирует, но и фактически проводит в своей внешней политике, как, например, воздержание всех наций от применения силы в проведении своей политики и от вмешательства во внутренние дела других наций, урегулирование международных проблем исключительно путем мирных переговоров и соглашений, добросовестное соблюдение международных соглашений, изменение условий договоров только полюбовным соглашением заинтересованных сторон, равенство всех наций, сокращение вооружений и др. В частности, Советское Правительство еще десять лет тому назад представило в Женеву проект полного всеобщего разоружения, а также частичного сокращения вооружений. Далее, Советское Правительство в Женеве же выступило с предложением об организации перманентной Конференции мира, в рамках которой могли бы проявляться в необходимых случаях те совместные усилия, о которых говорится в заявлении г. Хэлла. Практически нынешнее международное положение, полное угроз всеобщему миру, неожиданно осуществляемых то на одном, то на другом континенте, требует, по моему мнению, энергичного противодействия со стороны всех наций. Это противодействие, наряду с активизацией Лиги наций, может принимать различные формы, как, например, региональных договоров взаимной помощи и других соглашений. Немаловажное значение в ряду этих форм я придаю одновременной и периодической манифестации воли к миру со стороны всех наций, искренне преданных идее сохранения мира. Я уверен, что мое Правительство всегда будет готово участвовать в таких манифестациях и вносить свою лепту в общее дело международного умиротворения.

Опубл. в газ. «Известия»

№ 184 (6346), 8 августа 1937 г.

---//---

21 июля 1937 г. временный поверенный в делах США в СССР Гендерсон передал через заместителя заведующего III Западным отделом НКИД СССР Ф. С. Вейнберга текст заявления Хэлла от 16 июля 1937 г., зачитав при этом циркулярную телеграмму госдепартамента от 17 июля с поручением о выяснении отношения правительства страны пребывания к указанному заявлению (см. «Foreign Relations of the United States. 1937», vol. 1, Washington, 1954, pp. 699-701).

В заявлении Хэлла говорилось:

«Я получаю из многих источников запросы и предложения в связи с неспокойным положением в различных районах мира.

Не вызывает сомнения, что в ряде районов существует напряженность, которая внешне затрагивает только близлежащие страны, но которая в конечном счете неизбежно вызывает озабоченность во всем мире. Любая ситуация, при которой ведутся военные действия или существует угроза их возникновения, является ситуацией, когда права и интересы всех государств либо серьезно затрагиваются, либо могут быть серьезно затронуты. Нигде в мире не могут вестись значительные военные действия без того, чтобы так или иначе не затронуть интересы или права или обязательства США. Поэтому я считаю целесообразным и, по существу, своим долгом изложить позицию правительства США в отношении международных проблем и ситуаций, которые вызывают у Соединенных Штатов глубокую озабоченность.

Соединенные Штаты постоянно и последовательно выступают за поддержание мира. Мы выступаем за то, чтобы проявлять сдержанность на национальном и международном уровнях. Мы выступаем за то, чтобы все государства при проведении политики воздерживались от применения силы и от вмешательства во внутренние дела других государств. Мы выступаем за урегулирование проблем международных отношений посредством мирных переговоров и договоренности. Мы выступаем за добросовестное соблюдение международных соглашений. Поддерживая принцип святости договоров, мы верим в возможность изменения условий договоров, когда возникает в этом необходимость, путем упорядоченного процесса, осуществляемого в духе взаимного содействия и взаимного учета интересов. Мы верим в уважение всеми государствами прав других и в соблюдение всеми государствами признанных обязательств. Мы выступаем за придание международному праву новой жизни и укрепление его. Мы выступаем за меры, содействующие экономической безопасности и стабильности во всем мире. Мы выступаем за уменьшение или устранение чрезмерных барьеров в международной торговле. Мы добиваемся действенного равенства коммерческих возможностей, и мы настойчиво призываем все государства к применению принципа одинакового отношения. Мы верим в ограничение и сокращение вооружений. Сознавая необходимость сохранения вооруженных сил, достаточных для обеспечения национальной безопасности, мы готовы сократить или увеличить наши собственные вооруженные силы пропорционально сокращению или увеличению их другими странами. Мы избегаем заключения союзов и обременительных обязательств, но мы верим в совместные усилия с использованием мирных и практически применимых средств в поддержку вышеизложенных принципов».



[1] Дата передачи заявления посольству США в СССР.