Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Польше Б. Д. Виноградову. 19 июля 1937 г.
19 июля 1937 г.
Я считаю не вполне правильной позицию, занятую Вами в разговоре с Лубенским по вопросам консульств, контингентов и пр.[1] Мы не только не можем установить юнктим между всеми пятью вопросами, названными Вам Лубенским, но также не считаем правильным установление юнктима между вопросом о консульствах, с одной стороны, и вопросами статуса торгпредства и контингентов — с другой. Это совершенно самостоятельные, не связанные друг с другом проблемы. Вопрос о статусе торгпредства уже обсужден и решен. Соглашение подписано. По единственному спорному вопросу о плане экстерриториального помещения мы пошли на уступки полякам, предложив вопрос этот урегулировать после вступления соглашения в действие. Таким образом, ничто не препятствует немедленному введению соглашения в действие.
Что касается контингентов, то позиция поляков по этому вопросу глубоко нелояльна. Мы разместили в Польше известное количество заказов. Согласно установившейся традиции эти заказы обычно компенсировались нам контингентами. Мы не стали ждать с размещением этих заказов, будучи твердо уверены, что контингенты получим. Сейчас поляки отказывают нам в контингентах и еще пытаются связать этот вопрос с консульствами и с транзитом.
Из изложенного явствует, что Вы должны твердо добиваться от поляков немедленного введения в действие соглашения о статусе торгпредства и немедленной выдачи контингентов против размешенных заказов.
Мы отвергаем, как уже указано выше, всякий юнктим между выдачей нам контингентов против размещенных заказов и соглашением о транзите. Однако, как мы уже неоднократно Вам указывали, мы готовы немедленно начать переговоры о соглашении о транзите на базе нашего проекта. Для этого, однако, Вам не нужно по своей инициативе идти в министерство торговли, и Вы, подтвердив наше согласие начать переговоры, должны ждать приглашения министерства. Переговоры должны вестись совместно с торгпредом. В основу переговоров, повторяю, должен лечь наш проект соглашения, текст которого направим Вам дополнительно[2].
Давая наше согласие начать немедленно переговоры о транзите, между прочим укажите, что мы не хотели бы прибегать к тому методу, к которому прибегают поляки, связывая ультимативно друг с другом не имеющие никакой связи документы. Однако Вы, со своей стороны, можете указать полякам, что немедленное введение в действие соглашения о торгпредстве, до начала переговоров о транзите, облегчило и ускорило бы эти переговоры.
Зам. Наркома
В. Потемкин
[1] Как следует из записи беседы с начальником кабинета министра иностранных дел Польши Лубенским 16 июля 1937 г., Б. Д. Виноградовым было сказано: «Что касается вопроса статуса [торгпредства] и контингентов [на ввоз советских товаров], то, не признавая формально юнктима между ним и вопросом о консульствах, Москва, может быть, согласится на одновременное разрешение».
[2] 31 июля 1937 г. заместитель народного комиссара иностранных дел СССР В. П. Потемкин и и. о. народного комиссара внешней торговли СССР С. К. Судьин направили временному поверенному в делах СССР в Польше Б. Д. Виноградову и торгпреду А. И. Титову письмо, в котором говорилось: «В приложении к этому письму мы направляем вам проект протокола о транзите, наибольшем благоприятствовании в таможенной области и о других смежных вопросах, на основе которого вы можете вести переговоры с польским правительством. Наш проект соглашения построен на следующих принципах:
а. Мы предоставляем полякам на срок действия соглашения право транзита по путям, открытым для транзита в силу общего законодательства СССР.
б. Мы пользуемся наибольшим благоприятствованием в Польше в течение всего срока действия соглашения, и в силу этого к нашим товарам, импортируемым в Польшу, применяются льготные и конвенционные тарифы, применяемые к странам, пользующимся в Польше наиболее благоприятным режимом».