Докладная записка В.В.Осинского И.В.Сталину о посевных площадях. 9 октября 1932 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.10.09
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 509-510
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 536. Л. 45—46. Подлинник.

№ 184

ЦК ВКП(б), т. Сталину

До меня дошли сведения, что на заседании Политбюро 8-го сего месяца, в связи с предложением Наркомзема Союза о посевных площадях, были высказаны соображения относительно неустойчивости ЦУНХУ в определении цифр 1913 г., внезапного изменения наших прежних расчетов и т.д.

Так как это является очевидным отголоском неправильной информации и создает превратное представление о нашем действительном отношении к размеру посевных площадей 1913 г. и росту их в пореволюционное время, я считаю необходимым изложить Вам фактическую сторону всего этого дела:

1. Центральное Управление Народно-Хозяйственного Учета никогда не имело никаких поправочных расчетов посевных площадей 1913 г. и тем более их не опубликовывало1*.

2. Вопрос о посевных площадях 1913 г. был поднят перед нами т. Яковлевым в связи с тем, что расчеты Наркомзема о посевных площадях 1913 г. разошлись с опубликованными в прежние годы Госпланом СССР в «Пятилетке» и других изданиях соответствующими данными о тех же площадях.

3. Не будучи связанными в прошлом никакими расчетами о посевных площадях 1913 г., мы этот вопрос обсудили у нас на заседании с участием т. Яковлева и пришли к единодушному решению о размере посевных площадей 1913 г.

4. Однако категорически заявляю, что нами не обсуждался совместно с т. Яковлевым вопрос о возрастании посевных площадей и тем более мы не давали ему согласия на установление их роста в 30 млн га, точно также, как мы нигде не заявляли ни устно, ни печатно, что эта площадь возросла на 20 или 30 млн га, или на какую-нибудь другую цифру. Если бы мы были запрошены по поводу возрастания современных посевных площадей по отношению к 1923 г., то мы представили бы, несомненно, другие данные (не 20 и 30 млн га), так как это связано уже не с размером посевных площадей 1913 г., а с фактическим сегодняшним их размером, по поводу чего у нас были расхождения с Наркомземом Союза.

Что касается решения Политбюро, обязывающего нас публиковать только цифры, опубликованные Наркомземом, то должен указать, что это решение в той форме, какой оно сформулировано в предложении т. Яковлева, парализует нашу деятельность по проверке и контролю данных Наркомзема. Ибо, свои данные оперативной отчетности НКЗем публикует без нашей предварительной санкции и контроля, поэтому получается, что мы должны только повторять то, что он опубликовал. Следовательно, при таком порядке мы оказываемся не в состоянии предотвращать возможные извращения в цифрах НКЗема.

В связи с этим я прошу переформулировать указанное решение следующим образом:

«В связи с окончательным установлением данных о росте посевных площадей по сравнению с 1913 г., установить, что в качестве официальных цифр о посевных площадях 1932 г. должны публиковаться данные Наркомзема».

В заключение я отмечу, что назрела весьма настоятельная необходимость изложить лично Вам общее положение дел Центрального Управления Нархозучета со статистической информацией, установлением верных цифр и т.д.

В связи с этим прошу срочно принять меня.

Осинский

1* «Тов. С.Г.Струмилин когда-то делал такой расчет (еще во время своей работы в Госплане) и привел его на совещании с т. Яковлевым; также и В.С.Немчинов при подготовке материала к совещанию с Яковлевым делал подобный расчет, но ни сам не оглашал его нигде, ни ЦУНХУ его не принимало. Больше вообще работниками ЦУНХУ даже единолично ничего не делалось». — (Прим. док.)