Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции Я. З. Сурицу. 1 июля 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.07.01
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 351.

1 июля 1937 г.

Посетите Дельбоса и спросите его: 1) действительно ли Франция согласна вместе с Англией признать за Франко право воюющей стороны со всеми вытекающими отсюда последствиями; 2) имеются ли у него сведения о том, что Англия будто бы даже в случае ликвидации Комитета по невмешательству намерена оставить в силе эмбарго на вывоз оружия для испанского правительства, и как намерено в таком случае поступить французское правительство, т. е. будет ли оно также по-прежнему запрещать вывоз оружия, а если нет, то намерено ли оно теперь же как-нибудь заявить, что в случае ликвидации обязательств по невмешательству Франция не будет чинить препятствий к вывозу оружия для испанского правительства[1]. Такое заявление могло бы оказать влияние на поведение Германии и Италии. Скажите, что нам желательно иметь ответ на эти вопросы, чтобы решить о нашем дальнейшем отношении к участию в Лондонском комитете. Ограничьтесь пока вопросами, но можете при этом заявить, что мы ни в коем случае не допустим, чтобы признание за Франко права воюющей стороны исходило от Лондонского комитета, пока мы в нем участвуем[2].

Литвинов


[1] В соответствии с данным указанием Я. З. Суриц беседовал также с генеральным секретарем МИД Франции Леже, который во время беседы дал по телефону соответствующие инструкции послу Франции в Великобритании Корбену. На основании сообщения об этой беседе М. М. Литвинов 3 июля І937 г. телеграфировал полпреду СССР в Великобритании И. М. Майскому следующее: «1 июля Леже в присутствии Сурица имел телефонный разговор с Корбеном. Леже разъяснил точку зрения французского правительства в духе непримиримости и давал Корбену очень твердые инструкции, в том числе и о непризнании за Франко права воюющей стороны даже в обмен за обещание Италии и Германии увести «добровольцев». Леже указывал, что на карту поставлены честь и престиж Франции, и предлагал Корбену повлиять на малые страны в Комитете. Корбен, по-видимому, возражал против инструкций Леже. Совершенно очевидно, что Корбен гнет какую-то свою линию, отличную от политики французского правительства».

[2] Копия телеграммы была направлена в полпредство СССР в Великобритании.