Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому. 23 июня 1937 г.
23 июня 1937 г.
Выступления Плимута в Комитете и Идена в палате[1] наводят меня на мысль, что Англия, может быть, решила покончить с Комитетом по невмешательству, умыть руки и предоставить Германии и Италии добить республиканское правительство. Сообщите Ваши соображения[2].
Литвинов
[1] См. газ. «Известия», 23 и 24 июня 1937 г.
[2] 24 июня 1937 г, И. М. Майский телеграфировал в НКИД СССР: «Последние выступления Плимута и Идена, а также позицию британского правительства в инциденте с «Лейпцигом» я объясняю растущим нажимом общественного мнения и желанием британского правительства путем показной «твердости» и видимости каких-то успехов хотя бы до известной степени парировать все выше поднимающуюся волну нетерпения масс. Исходя, между прочим, и из этих соображений, я считал бы очень желательным провал предложения Плимута о «символической» эвакуации небольшого числа волонтеров с обеих сторон. Не решая ничего по существу, такое «достижение» могло бы быть лишь ловко использовано правительственными агитаторами в целях введения в заблуждение широких общественных кругов».
В телеграмме также указывалось: «Не говоря о систематически продолжающемся пополнении воздушного парка Франко, сегодня в Лондоне получены известия о высадке в Малаге 25 тыс. итальянцев, а также о концентрации германских и итальянских военных судов в Средиземном море в целях установления фактической блокады республиканского побережья. Такое «невмешательство» способно окончательно погубить Испанскую республику. Невольно встает вопрос: не выгоднее ли, с точки зрения интересов последней, ликвидация невмешательства (даже с учетом колеблющейся позиции Англии и Франции), которое не мешает Франко получать все, что ему нужно, и в то же время ставит бесконечные препятствия для снабжения испанского правительства».