Спецсводка № 79/5 ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области о росте антиколхозного движения и массовых выходах крестьян из колхозов. 29 июня 1932 г.
№ 146
Совершенно секретно.
Поступающие с мест данные свидетельствуют о распространении антиколхозного движения. На 29 июня выходами охвачено до 50 районов.
На 29 июня с. г. вышедших хозяйств насчитывается более 16 тыс., из которых возвратилось более 6 тыс. чел. В течение последних девяти дней по охваченным выходами районам, преимущественно северо-западной части области, вышло свыше 6 тыс. хозяйств.
Размеры выходов из колхозов по пораженным районам характеризуются следующей таблицей:
Размеры выходов |
Количество охваченных районов |
Количество вышедших хозяйств |
От 40 до 100 хозяйств |
24 |
1543 |
От 100 до 500 хозяйств |
14 |
3416 |
От 500 до 1000 хозяйств |
10 |
7942 |
От 1000 хозяйств и выше |
2 |
3563 |
В большинстве своем выходы заканчиваются самовольными разборами сельхозинвентаря и, в первую очередь, рабочего скота и в некоторых местах, в особенности за последнюю декаду, массовыми «волынками», выразившимися в сопротивлении со стороны вышедших из колхозов возврату инвентаря в колхозы.
Количество участников «волынок» в отдельных случаях доходило до 400 чел., преимущественно женщин. Все эти «волынки» ликвидировались без применения вооруженной силы. Наиболее активное сопротивление имело место в Томаровском, Дмитровском и Золотухинском районах.
Томаровский район. В середине июня мес. в с. Раково собравшаяся толпа численностью в 400 чел. пыталась воспрепятствовать проведению массовой работы в связи с начавшимися выходами из колхоза. 18 — 20 июня волнение в селе не улеглось, население продолжало собираться группами.
В с. Красном (в 2 км от с. Раково) колхозники самовольно разобрали лошадей и сельхозинвентарь. По приезде в село опергруппы по набатному звону собралась толпа до 100 чел., вооруженная топорами, кольями, которая пыталась избить приехавших. Под напором толпы опергруппа была вынуждена прекратить работу и выбраться из села. Только с прибытием бригады красных партизан в числе 11 чел., приехавших для проведения массовой работы, порядок был восстановлен и произведены аресты.
Дмитровский район. В с. Крупышкино 21 июня было приступлено к сбору самочинно разобранного имущества. Собравшаяся толпа женщин, численностью до 500 чел., вооруженных кольями, оказала сопротивление, не дав отобрать колхозное имущество.
Золотухинский район. 15 июня в час дня в с. Гремячем, в результате распространившегося слуха о созыве сельсоветом собрания, к зданию такового собралась толпа около 300 чел. Не дождавшись, несмотря на настойчивые требования, открытия собрания колхозников, находившиеся в толпе направились к колхозному двору и разобрали весь сельскохозяйственный инвентарь.
Опергруппой ОГПУ была проведена операция, по которой изъято 8 чел., из них 7 кулаков и 1 служитель культа.
Во время отправки из села арестованных жена арестованного кулака привела с собой толпу женщин около 50 чел., которая пыталась освободить арестованных.
В Пойменовском сельсовете вышедшие из колхоза, преимущественно женщины, в числе до 70 чел., подошли к колхозному амбару и разобрали весь остаток колхозного хлеба.
Основные причины возрастания антиколхозного движения приведены в спецсводке № 74/4 на 23 июня с. г.
Отмечается, несмотря на специальные директивы обкома ВКП(б) пораженным антиколхозным движением райкомам, явно недостаточная, в ряде случаев, разъяснительная работа вокруг последних решений ЦК и СНК, главным образом, по вопросу о колхозной торговле147, вызвавшей ряд недоумений у многих колхозников (чем я буду торговать, на чем поеду на базар, если у меня нет лошади и т.п.). Перегибы продолжают иметь место в некоторых местах по отношению к колхозникам.
Имеют место случаи слабого реагирования низовых и районных совпарторганизаций на выходы из колхозов и в отдельных случаях несвоевременное закрепление местными организациями проводимой оперативной работы — организационно-массовой работой.
Известную роль играет также распространение слухов приезжающими мешочниками о роспуске колхозов на Украине и т.п. Особо отмечается значительная активизация за последнее время кулацко-контрреволюционного элемента и, в частности, попов и монахов.
По ряду районов после проведенного изъятия кулацко-контрреволюционного элемента и проведения развернутой организационно-массовой работы большинство хозяйств вернулось в колхозы и возвратило разобранный инвентарь. В частности, скрывавшиеся в леса с лошадьми также вернулись и возвратили лошадей (Дмитровский, Урицкий, Золотухинский, М.-Архангельский районы). В других местах, где такая работа развернута недостаточно, возвращение в колхозы носит единичный характер (Дросковский, Русско-Бродский, Мценский и др.).
В Новосильском районе в результате недостаточной массовой работы зарегистрированы случаи повторения выходов одних и тех же хозяйств, только что возвратившихся в колхоз (колхозы Краснянского, Баболинского, Глубковского и других сельсоветов).
Фатежский район. В Глебовском сельсовете, где подано до 50 заявлений о выходе из колхоза, уполномоченный РИКа, член бюро РК ВКП(б) Чекульский пробыл в селе 2 — 3 часа и затем возвратился в райцентр. Массовая работа в селе отсутствует.
В Самодурском сельсовете посланные для проведения агитмассовой работы инструктор РК ВЛКСМ и председатель горПО Лавров провели только одно «закрытое» заседание с членами правления колхоза и через 18 час. выехали обратно в райцентр.
В Шемякинском сельсовете уполномоченный РК, зам. председателя РИКа Санкин никакой массовой работы не проводил. Кроме того, не добившись никаких продолжительных результатов по обратному вовлечению вышедших из колхоза, Санкин самовольно выехал в райцентр. На другой же день после его отъезда 11 хозяйств подали заявление о выходе из колхоза.
Новосильский район. В д. Казинка Грачевского сельсовета вследствие того, что произведенная операция по изъятию контрреволюционного элемента не была соответствующим образом закреплена оргмассовой работой, выходы из колхоза продолжаются, так, например, 24 июня было подано о выходе еще 40 заявлений. Причем в трех сельсоветах учтены случаи, когда ряд хозяйств, только что возвратившихся в колхоз, через несколько дней вновь подают заявления о выходе.
Вследствие недостаточной разъяснительной работы решения ЦК и СНК в ряде мест колхозниками принимаются за декрет Советской власти «о роспуске колхозов». Этот слух, активно поддерживаемый кулацко-контрреволюционным элементом, имеет широкое распространение (Усманский, Боринский, Лебедянский и др. районы).
По некоторым местам регистрируются случаи, когда колхозники являются в правления колхозов и задают вопросы следующего содержания: «Можно ли на основании имеющихся решений ЦК и СНК выписаться из колхоза?»
Боринско-Заводской район. В селах Моховище, Поды, Гудовка, Грязное, Горцкое, Стебаево и Рождественское распространился слух о проведении «красного декадника» выхода из колхозов, якобы на основании постановления партии и правительства, в результате чего по этим селам было подано 253 заявления о выходе из колхозов.
Следует отметить, что провокация о «красном декаднике» выхода из колхозов кулачеством оговаривается тем, что, кто из колхозников не выпишется, тот останется навеки закабаленным в колхозе.
Моршанский район. 17 июня на дворе колхоза «Сталина» в группе колхозников Шибалкин, антисоветски настроенный, говорил: «Колхозы существуют только до осени, а осенью колхозов не будет и сейчас, пока не поздно, нужно разбирать своих лошадей, а если их придут отбирать местные власти, то порите их вилами и убивайте, все равно никому ничего за это не будет, так как о роспуске колхозов есть приказ самого Сталина».
Лебедянский район. В правление колхоза д. Ивановки Телегинского сельсовета 17 июня с. г. явился колхозник-середняк Борисов Иван по вопросу: можно ли на основании постановления правительства тому, кто хочет выписаться из колхоза, подать заявление. И получив ответ, что таких постановлений не было и быть не может, заявил: «Как же, в нашем селе все говорят о том, что есть постановление правительственных организаций о том, что все колхозники, желающие уйти добровольно из колхоза, могут подать заявления».
Посылаемые в сельсоветы и колхозы районные работники для проведения массовой разъяснительной работы зачастую последнюю подменивают администрированием — производят незаконные обыски, аресты выходящих из колхозов.
Дмитровский район. В Дмитровском районе самочинно работниками сельских и районных организаций было арестовано до 120 чел. колхозников. В результате произведенного расследования было установлено, что подавляющее большинство колхозников взяты были только потому, что они обращались в правления колхозов оказать им помощь хлебом. Некоторые арестовывались за то, что открыто критиковали руководителей колхозов, упрекая последних в пьянстве и в бесхозяйственности.
Русско-Бродский район. Председатель Пенынинского сельсовета Черемисин говорит: «С нашими мужиками массовой работой ничего не сделаешь, я каждый день по два часа кричу с ними на собрании, и ничего не помогает. Надо с каждого колхоза арестовать человек по десять, тогда скорее пойдут в колхоз, а подавших о выходе из колхоза исключить».
Свои слова Черемисин проводит в жизнь, так, например, 15 июня с. г. исключил из колхоза 15 хозяйств.
Верховский район. Работники, посылаемые в сельсоветы и колхозы для проведения массовой разъяснительной работы, подменивают таковую голым администрированием — производят незаконные аресты колхозников, выходящих из колхозов, так, например, в Скороднянском сельсовете уполномоченными РК ВКП(б) Кирюхиным и Лахтиным было арестовано 8 женщин-колхозниц, из которых большинство имеют грудных детей. Кроме этого была арестована беднячка-колхозница Куракова Е., 16 лет.
Аналогичные случаи имели место и по В.-Залегощенскому сельсовету, где было арестовано 2 чел. Арестованные, по распоряжению начальника районного отделения ОГПУ, освобождены.
Рассказовский район. 21 июня оперуполномоченный РУМ самовольно арестовал 8 чел., вышедших из колхоза крестьян, и продержал их под арестом 8 час. Все арестованные Р/А ОГПУ из-под ареста освобождены.
Недостаточная разъяснительная работа вокруг решений ЦК и СНК, недочеты в процессе развертывания колхозной торговли (отбор привозимых колхозниками продуктов, штрафы, высокие ставки уплаты за места на базарах) и используются кулацко-контрреволюционным элементом с целью развала колхозов.
Эта активность кулачества, использующего также недочеты в хозяйственном состоянии колхозов (растраты, продзатруднения и проч.), не получает достаточного отпора со стороны местных партсоворганизаций.
Антиколхозная агитация ведется в направлении необходимости выхода из колхозов, разжигания недовольства отдельных колхозников с использованием в качестве доказательств своей правоты организационно-хозяйственный неполадок, продзатруднения в колхозах и проч., извращения смысла решений ЦК и СНК по вопросу о колхозной торговле, хлебозаготовках, скотозаготовках и т.п., запугивания «предстоящей расправой» с коммунистами и колхозниками и т.п.
Заслуживают внимания распространяемые приезжающими за хлебом мешочниками с Украины слухи о роспуске колхозов на Украине, агитация последних за выход из колхозов. Последнее подкрепляется разговорами такого характера: «Вот и вы дойдете до того, что будете побираться, как мы теперь. Надо немедленно уходить из колхозов» (Щигровский, Золотухинский и др. районы).
Приезжающие с Украины за хлебом мешочники в Щигровский, Золотухинский и другие районы среди колхозников ведут агитацию за необходимость выхода из колхозов. В основном мотивировка их заключается в следующем: «Вам из колхозов необходимо немедленно уходить, так как сегодня мы к вам за хлебом приехали, а завтра вы куда-нибудь в Сибирь за ним поедете. Колхозы вас до этого доведут обязательно». Этими же мешочниками усиленно распространяются слухи о роспуске колхозов на Украине.
Контрреволюционный элемент ведет усиленную агитацию среди колхозников за необходимость выхода последних из колхозов. Основной довод — «невыгодное положение колхозника», «преимущества ведения сельского хозяйства в особенности с развертыванием торговли единоличным порядком и т.п.
Золотухинский район. Антисоветский элемент Зиборовского сельсовета, используя недостаток питания, гибель части посевов и т.д. ведет среди колхозников агитацию на выход из колхоза, говоря последним: «Что вы будете делать, когда у вас хлеба не будет, лучше выходите сейчас же из колхоза и засевайте свои огороды, тогда еще как-нибудь проживете. Вот вам теперь не дают хлеба, разве было бы так, если вы были единоличниками — нет, прямая выгода для крестьянина — это быть единоличников».
Добринский район. В Сатошевском сельсовете кулак Гаврилов в разговоре по вопросу о решениях ЦК и СНК среди колхозников говорил: «Чего зря голову морочить заготовками, когда товаров нет и хлеба нет. Нужно будет всем выходить из колхозов и самим заниматься торговлей — это дело куда лучше будете».
Грязинский район: В с. Стеньшино колхозник зажиточный Гладких Д.Л. среди колхозников проводит агитацию о том, что «созданный закон Советской властью о торговле не для колхозников, а только для единоличников, так как колхозникам торговать нечем. Хлеб весь отобрали, лучше теперь выйти из колхоза, так как единоличникам будет жить гораздо лучше, чем колхозникам».
Лебедянский район. В с. Гюшевке зажиточный колхозник Назаров среди колхозников и единоличников говорит: «Вот видите, Советской власти стало невмочь, она разрешила теперь свободную торговлю, теперь вам нет никакого смысла состоять в колхозе, так как они все разорились и им нечем торговать. Единоличники будут жить гораздо лучше».
Свою контрреволюционную деятельность за выходы из колхозов кулацкий элемент зачастую проводит в организованном порядке, устраивая сборища, на которых даются установки членами контрреволюционных группировок, так, например, в Новосильском районе на сборище контрреволюционной группы дана следующая установка: до более удобного случая из колхоза не выходить, и имущество пока не растаскивать, но каждый должен ухаживать за своей лошадью, знать, где находится сданное в колхоз имущество и ждать сигнала (группа изъята).
Долгоруковский район. В с. Ольшанец существовавшая кулацкая внутриколхозная группировка (численностью до 10 чел.) за несколько дней до начавшихся выходов провела несколько нелегальных сборищ в доме колхозника-зажиточника Кривоносова. На этих сборищах руководителями давалась установка следующего содержания: «Советской власти скоро конец и поэтому самое основное — нужно раз и навсегда развязаться с колхозами». В результате деятельности указанной группировки через несколько дней после собраний из колхозов Ольшаневского сельсовета вышло до 40 хозяйств (группа оперирована).
Добринский район. В лесу вблизи сел Никольского, Галицкого-Чемлыка скрывается группа бежавших из концлагеря кулаков. Эта группа по ночам ходит в села к своим родственникам и ведет агитацию, направленную к развалу существующих колхозов: «Хлеб нужно убирать не колхозным путем, а индивидуальным, а если это не выйдет, то нужно будет все сжечь, тогда колхоз сам по себе развалится» (приняты меры к изъятию контрреволюционной группы).
Новосильский район. В Вороницевском сельсовете 18 июня с.г. бывший урядник лишенец Карпушин в 4 часа утра собрал в своем доме собрание наиболее антиколхозно настроенных колхозников, где было вынесено решение «до более удобного случая из колхоза не выходить, и имущество пока не растаскивать, но каждый должен ухаживать только за своей лошадью, узнать, где находится сданное в колхоз имущество, и ждать сигнала» (Карпушин изъят).
В течение последних дней на территории районов, охваченных выходами из колхозов (Мало-Архангельский и Добринский), учтено 11 поджогов колхозного имущества, причем в одном случае колхозники не принимали никакого участия в тушении огня, и со стороны собравшейся толпы были слышны выкрики: «Пусть горит, это им наука» (Добринский район).
Мало-Архангельский район. В колхозах Богородского сельсовета за 22 июня зарегистрировано три случая поджогов селами и колхозного имущества. В ночь с 21 на 22 июня в колхозе «Крестьянин» сожжены колхозная конюшня и кузница.
Добринский район. В Деминском сельсовете 11 июня с.г. в 3 часа дня загорелась колхозная мельница, через час были подожжены четыре бывших кулацких дома, в которых жили активисты-колхозники. В эту же ночь был сожжен дом завхоза колхоза. Присутствовавшие на пожарах колхозники в тушении помощи не оказывали, и из толпы были слышны выкрики: «Пусть горит, это им наука».
Следует отметить некоторое оживление церковников в районах, где происходят выходы из колхозов.
В ряде селений Орловского, Дросковского и других районов зарегистрированы случаи распространения листовок религиозно-антисоветского характера.
В Урицком районе после устроенного в поле молебна женщины-колхозницы толпой направились на колхозный двор и разобрали по домам сельскохозяйственный обобществленный инвентарь.
Урицкий район. В д. Должанках Муровьевского сельсовета женщины, члены колхоза «Западная заря», организовали без ведома сельсовета собрание, где договорились об устройстве в поле молебна. В назначенный день толпа женщин во главе с местным попом, под колокольный звон, с иконами направилась в поле, где был отслужен молебен. После молебствия колхоза подали заявление о выходе из такового и разобрали обобществленный сельхозинвентарь.
Дросковский район. В районе усиленно распространяется среди населения «святое письмо», содержание которого носит религиозно-антисоветский характер (меры к выявлению автора приняты).
Орловский район. В Долговском, Ломовском и Маховском сельсоветах распространяются листовки следующего содержания: «Сойдет на землю Христос и через три дня будет перемена власти».
Оперативные мероприятия
По охваченным выходами из колхозов работают опергруппы. Последними по 29 июня (по 27 районам) арестовано 780 чел. кулацко-контрреволюционного элемента.
Наибольшее число изъятых кулаков падает на следующие районы:
Название районов |
Количество изъятого контрреволюционного элемента |
Число вышедших из колхозных хозяйств |
Примечание |
Дмитровский |
121 |
2263 |
|
М. - Архангельский |
104 |
526 |
|
Дросковский |
67 |
926 |
|
Свердловский |
57 |
807 |
|
Томаровский |
49 |
123 |
|
Новосильский |
45 |
727 |
|
Мценский |
42 |
1300 |
|
Урицкий |
39 |
960 |
|
Кромский |
34 |
853 |
|
Золотухинский |
34 |
760 |
|
Орловский |
26 |
442 |
Изъятие контрреволюционного элемента произведено и по другим районам, охваченным антиколхозным движением.
На местах из числа оставшихся в колхозах колхозников создаются ядра, которые производят отбор разнообразного скота, с/х инвентаря.
В результате оперативной и массовой работы на 29 июня с.г. из 16 тыс. хозяйств, подавших заявления о выходе из колхозов, обратно возвратилось в таковые (по 35 районам) 6462 хозяйства.
Для усиления массовой работы обкомом ВКП(б) дополнительно посланы в наиболее пораженные выходами районы ответственные работники.
Массовая и оперативная работа продолжается.
ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский
Врид. начальника СПО ПП ОГПУ Яньшин
147 Имеется в виду постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6 мая 1932 г. «О плане хлебозаготовок из урожая 1932 г. и развертывании колхозной торговли хлебом» (см. прим. № 141).