Спецсводка ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю о настроениях в деревне в связи с постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О колхозной торговле». 8 июня 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.06.08
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 381-385
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 521. Л. 442—446. Заверенная копия.

№ 139

Спецсводка ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю о настроениях в деревне в связи с постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О колхозной торговле»141

Совершенно секретно.

По состоянию на 7 июня 1932 г.

В значительном количестве районов практические мероприятия по реализации решения ЦК и Совнаркома о совхозно-колхозной торговле до сего времени должными темпами не развернуты, и конкретных ощутительных сдвигов в этом направлении еще не чувствуется. В отдельных районах, где партийносоветской общественностью налажена организационно-массовая работа вокруг данного решения, на сегодняшний день достигнуты положительные результаты.

Белово. Решением бюро райкома ВКП(б) намечен ряд мероприятий по развертыванию колхозной торговли (внеплановый закуп продуктов, оборудование ларьков и палаток для колхозников и единоличников и т.п.). Практически же это решение еще до сего времени не реализовано.

Ленинск. В результате проведенной в сельской местности массовой работы за последние дни заметно усилился подвоз на местный рынок с/х продуктов: картофеля, молока и муки, последней в незначительном количестве.

Новосибирск. На основе решения ЦК и СНК торгово-кооперативными организациями намечен и проведен ряд мероприятий. В частности, по линии ЦРК на двух базарах открыто до 5 шт. ларьков, организовано 10 шт. передвижных лотков. В ближайшее время предполагается на третьем базаре открыть три торговых отделения и провести ряд других мероприятий. Для само-закупа овощных продуктов по шести районам в совхозы и колхозы разослана агентура, заключено несколько договоров.

Аналогичное положение имеет место в г. Омске и Томске.

Политнастроения

Следует отметить, что вследствие недостаточного разворота массово-разъяснительной работы на ряде предприятий и строек края вокруг решения ЦК и СНК о колхозной торговле значительные группы рабочих или вовсе не знакомы с ним, или знают о нем понаслышке: этим и объясняется сравнительная ограниченность разговоров среди рабочих по данному решению.

Все же на основе имеющихся в нашем распоряжении материалов можно констатировать, что основные группы рабочих, преимущественно из старых производственников, расценивают решение ЦК положительно.

«Это постановление нельзя не одобрить, но наша задача здесь, на месте, следить, как это постановление будет проводиться в жизнь, особенно надо следить за раскладкой, чтобы не было никаких искривлений, дутых цифр, которые могут также парализовать колхозы и единоличника» (рабочий ТЭЦ Саломатин, г. Кемерово).

«Если бы это постановление было в 1931 г., не было бы у нас таких трудностей, которые мы переживаем в данный момент, а второе то, что наши колхозы были бы сейчас сильны и для них не представляла бы трудностей нынешняя посевная кампания» (рабочий Курочкин, г. Щегловск).

«Надо полагать, что постановление правительства о снижении плана хлебозаготовок и о свободной торговле колхозов хлебом, мясом и овощами продиктовано необходимостью, это постановление надо считать своевременным, так как оно смягчит остроту продовольственных затруднений» (рабочий Чичулин, г. Новосибирск).

«При проведении такого постановления несомненно надо ожидать материального улучшения крестьянства, а в зависимости от этого улучшится и положение рабочего, тогда не будет нужды и роптания на власть» (рабочий Астахов, р.п. Белово).

Наряду с отмеченными выше положительными настроениями со стороны части рабочих, недавно пришедших на производство (особенно выходцев из деревни), наблюдается некоторое неверие в реальность решения, переходящее в отдельных случаях под влиянием «крестьянских настроений» в факты разговоров отрицательного порядка.

«Что же колхозы повезут на базар, когда они сами сидят голодные, толкут льняное семя, которое перемешивают с мукой и выпекают из него хлеб, ввиду чего многие из колхозников бросают колхозы и едут в города. Нужно было раньше начать торговлю, так как сейчас у крестьян ни хлеба, ни овощей, и рабочие работают впроголодь» (рабочий Дьяков, г. Омск).

«Поздно схватились торговать и уменьшать цифры, сначала у крестьян все выкачали, а когда не осталось ничего — снижать и торговать начали, да это еще пишут, а как будет в действительности, неизвестно» (рабочий Понариков, г. Сталинск).

«Говорят много, а есть все равно нечего, нормы пайка снизили и еще хотят урезать, как же на таком пайке жить, ведь совершенно невозможно работать, а что касается постановления о торговле, так оно вынесено только лишь для поднятия духа рабочих» (рабочий Соколов, г. Кемерово).

«Сами ответработники кушают хорошо, а нас, рабочих, планами да постановлениями пичкают и никак не могут обратить внимание на то, что рабочему хлеба не хватает, и в столовой ежедневно похлебка постная, с такой пищи еле ноги таскаешь» (рабочий Башкатов, г. Кемерово).

«Еще не уродилось, не посеяли, а уже планы строят вроде того, как один председатель говорит: «Столько-то туда, столько-то сюда и столько-то за границу», — а т. Рыков говорит: «Своих сначала накормите, а потом и за границу отправляйте» (рабочий Толанов, г. Щегловск).

«Колхозную торговлю открывают, а чем они торговать будут, когда они хуже нас живут, мы хотя 600 г хлеба получаем, а колхозники совсем голодные сидят» (рабочий Бояринцев, г. Омск).

Настроениями недоверия в реальность решения ЦК заражены и отдельные партийцы.

«План хлебозаготовок снизили, по-моему, потому, что колхозники сидят без хлеба и сеять вовсе нечего, поэтому осенью заготовлять будет нечего» (секретарь ячейки ВКП(б) Коксостроя Арютин, г. Кемерово).

«Сейчас надо не о плане хлебозаготовок говорить, а где семян взять, ведь сеять нечем, колхозники с голоду подыхают, а если не посеем, то и заготовлять будет нечего. Если бы в прошлом году снизили хлебозаготовки и единоличника не разорили, то и сейчас хлеб был» (кандидат ВКП(б) ячейки Коксостроя Тарасов А., г. Кемерово).

«Постановление-то хорошее, да поздно вынесено, весь скот уже изведен, резать больше нечего, не нужно было раньше так много налогов с крестьян брать, поэтому теперь о торговле и думать не приходится, разве что будет года через два, через три, и то еще навряд ли» (член ВКП(б) ячейки ЦЭС Лукиных И., Анжерка).

В отдельных промышленных районах, в которых проведена разъяснительная работа вокруг решения ЦК производственной интеллигенцией, ее лучшей советски мыслящей частью, оно (решение) воспринято положительно. В то же время среди нелояльной части ее (производственной интеллигенции) наблюдаются факты предвзятой расценки решения как сдвига вправо, нового НЭПа и т.п.

«Сокращение налога вызовет большой привоз на рынок продуктов и смягчит затруднения в питании и делает стимул для усиления производственной деятельности как колхозников, так и единоличников, которые без сомнения выйдут на рынок вслед за колхозами» (инженер ЦЭС Косимовцев, г. Ленинск).

«Снижение налога говорит о большем внимании правительства к вопросу развития колхозов и благоприятно отразится на рыночной торговле» (зам. технорука Шелякин, г. Ленинск).

«Всякое снижение налога облегчает обложенных, остатки хлеба после уплаты налога безусловно будут на рынке, в особенности в связи с введением колхозной торговли» (техник Аникеевич, Кемерово).

«Постановление правительства как будто неплохое, только вот его на деле нужно выполнять. Я на днях был в деревне и видел, что колхозники дружно взялись за посев, в этом большую роль сыграл декрет правительства о свободной продаже излишков. Если не изменят это постановление — значит дело пойдет» (служащий Мельников, г. Новосибирск).

«Познакомился с новым законом о сельхозналоге на 1932 г.142, большой сдвиг вправо, это мне напоминает то положение, когда вводился НЭП» (сотрудник финуправления Кузстроя Бекшаев).

«Советский червонец катится вниз и обесценивается — это объясняется обнищанием крестьянства, которое ничего не вывозит на рынок, ибо у них все забрали и они сами ходят и просят куски хлеба. Привозимые на рынок продукты продаются чрезвычайно по дорогим ценам. Последнее постановление за подписью Молотова и Сталина о свободном забое скота и продаже его на рынках143 делу не поможет, так что особенно располагать на свободную торговлю в данное время не приходится» (сотрудник отдела рационализации Кузстроя Говорсукский).

«Хватились разводить торговлю, когда нигде ничего нет, откуда возьмут колхозы излишки, коль всех крестьян разорили» (рационализатор шуб[но]-овч[инного] завода Лимонов, г. Омск).

«Грабили, грабили, а теперь схватились торговать, когда все колхозы последнее без соли доели. Постановление правительства говорит за то, что торгуй колхозник продуктами, а у колхозов их давно нет. Ждут урожай 1932 г., кто что посеет, да кто что снимет, а семян крестьянам не дали» (счетовод прокатного цеха Чернышев, г. Сталинск).

Деятельность антисоветского элемента

Антисоветский элемент, извращая решение ЦК и СНК, пытается рабочим доказать, что совхозно-колхозная торговля является маневром партии с целью найти выход из создавшегося экономического тупика, что в действительности это решение ничего положительного не дает и не отсрочит неизбежный конец Советской власти.

«Теперь будет немного легче жить, опять вернулась новая экономическая политика, хотя они намерены в другом виде ее провести, но все равно факт налицо, что с социализмом провалились, конечно, провалятся они еще не один раз со всеми своими новыми постановлениями, так как крестьяне наголодовались и в первую очередь будут красть хлеб для себя, чтобы не остаться голодом, они хлеб еще колосьями растащат. Хотя план хлебозаготовок и снижен, но все равно его выполнения не будет, пусть что угодно теперь делают, издавай какие угодно постановления, а крестьяне верить не будут потому, что всякое дело у них идет из-под палки, разве крестьяне будут теперь разводить скот, когда знают прекрасно, что у них все равно отберут. Центр все время пользовался ложными сведениями с мест, с которых сообщалось о выполнении и перевыполнении плана, а когда он сам своими глазами увидел, что нет ни мяса, ни масла и др. продуктов, то послал узнать причины и только теперь убедился, что крестьян разорили и теперь ясно, что им хочется из этого тупика выйти, но все напрасно, это предсмертные судороги, лучше бы дали совершенно свободный труд для всех и отказались бы от управления государством» (Калышкин, г. Омск).

«Ежедневно умирают до 50 чел. от голоду, правительство, учтя это положение, ввело новый нэп только лишь для того, чтобы крестьянство произвело посев, а от них потом сумеет его отнять, обложить и приписать кулака. Все это удочка, на которую крестьяне навряд ли пойдут, а что касается организации колхозных базаров, которые они сумеют обставить для вида обывателя, будто бы он является колхозным, а на самом деле торговать будет само государство, занимаясь спекуляцией» (Потапов, г. Томск).

«Разрешение колхозной торговли продиктовано международной обстановкой, неблагожелательной для Советской власти. Они думают заманить этим народ и успокоить, но нет, не заманят, так как торговать теперь нечем, а затевают они это потому, что в газетах пишут: Франция забрасывает на восток белогвардейские силы, в Парижском кадетском корпусе окончили курс 1 тыс. наших офицеров, которых также направляют на восток, наши генералы из Франции разъехались по всем странам и работают усиленно по подготовке войны против СССР, поэтому коммунисты и стараются заманить народ, да поздно хватились» (Захарович, г. Омск).

ПП ОГПУ по ЗСК Алексеев

Начальник Секретно-политического отдела ПП ОГПУ по ЗСК Лупекин

Начальник 1 отделения СПО Хвалебнов

141 Речь идет о постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6 мая 1932 г. «О плане хлебозаготовок из урожая 1932 г. и развертывании колхозной торговли хлебом». В постановлении признавалось целесообразным «по окончании выполнения настоящего хлебозаготовительного плана и образования семенных фондов, т.е. с 15 января 1933 г., предоставить колхозам и колхозникам полную возможность беспрепятственной продажи излишков своего хлеба по своему усмотрению как на базарах и рынках, так и в своих колхозных лавках, обязав местные органы власти оказывать в этом колхозам и колхозникам полное содействие, и принять меры к искоренению частников и перекупщиков-спекулянтов, пытающихся нажиться на колхозной торговле» (СЗ СССР, 1932, № 31, Ст. 190). О разрешении торговли мясными продуктами после выполнения плана госпоставок шла речь в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 мая 1932 г. «О плане скотозаготовок и о мясной торговле колхозников и единоличных трудящихся крестьян» (см. вводную статью сборника; Коллективизация сельского хозяйства. С. 416 — 417).

142 Положение о сельскохозяйственном налоге на 1932 г. было утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 мая 1932 г. и опубликовано в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» 6 мая 1932 г. (СЗ СССР. 1932. № 30. Ст. 189а, 189б.)

143 Речь идет о постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 мая 1932 г. «О плане скотозаготовок и о мясной торговле колхозников и единоличных трудящихся крестьян» (см. прим. № 141).