Политдонесение № 18 ПУ САВО о политических настроениях красноармейцев и начсостава в связи с постановлением ЦК ВКП(б) о принудительном обобществлении скота. 20 мая 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.05.20
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 368-372
Архив: 
РГВА. Ф. 25895. Оп. 1. Д. 464. Л. 131-140. Подлинник.

№133

№ 0305

Постановление ЦК ВКП(б) о принудительном обобществлении скота до красноармейской массы доведено. В частях проведены: политзанятия, беседы, читки газет, красноармейские собрания и др. Практическая реализация этого постановления увязывалась с задачами весенней посевной кампании, оказания помощи подшефным кишлакам и колхозам, воздействия на деревню через письма и т.д. В ряде частей были заслушаны доклады представителей Колхозцентра о колхозном строительстве и задачах весенней посевной кампании с разъяснением постановления ЦК (например, части, 2 стр. дивизия)1*.

Побриг 7 отмечает, что в результате работы вокруг задач весенней посевной вступило в колхозы свыше 100 чел. красноармейцев. В ряде частей в подшефные колхозы выезжали красноармейские бригады по разъяснению постановления ЦК и помощи в посевной.

Однако здоровая активность красноармейцев в отдельных частях не была быстро подхвачена парторганизациями. Например, в 35 авиаотряде парторганизация не подхватила предложений красноармейца Московина, который заявил: «Что толку в том, что мы это постановление проработали здесь, мы и без этого знаем его и поддерживаем потому, что газеты читаем, а вот нужно бы нам коллективно написать письмо в колхоз, указать на то, что мы требуем недопущения перегибов; тогда бы это больше значения имело».

Побритом 16 даны указания парторганизациям отряда. Наряду с положительной активностью основной массы красноармейцев и начсостава отмечаются случаи неверия в реализацию решений ЦК и единичные случаи обвинения ЦК в допущении перегибов, попытки огульного обвинения низовых органов Советской власти в переживаемых затруднениях и недочетах работы на местах. Так, например, в 1 горно-стрелковой дивизии красноармеец Кондрашин, комсомолец, числится рабочим, на политзанятиях заявил: «Где же был ЦК ВКП(б), что он не видел перегибы. У нас всегда так: постановляют, а потом посылают инструкторов отбирать у крестьян скот». Кондрашин получил отпор на комсомольском собрании и в сети партийного просвещения и признался в клевете на партию.

По поводу реализации постановления были примерно такие разговоры: «Я не верю всем этим постановлениям. Там в ЦК решают одно, а на месте другое», «Что толку в этом постановлении, если оно на местах не всегда выполняется». Красноармеец хозвзвода 4 автобата Деденко, колхозник, беспартийный заявил: «Постановления только пишутся, а не выполняются, коммунисты сами пишут, и сами же не выполняют».

Отделенный командир 2 роты 4 автобата Анаев, рабочий, кандидат ВКП(б) заявил: «Поздно спохватились, обобществление уже осуществлено». Среди единоличников середняков имели место единичные, правда, случаи истолкования постановления ЦК в пользу сохранения единоличного хозяйства. В 8 мотострелковом батальоне были такого рода разговоры: «Вот если бы не было постановления ЦК ВКП(б), то отобрали бы корову и пришлось бы идти в колхоз, а теперь есть постановление, корову не отберут, можно и не идти в колхоз».

Настроения в связи с внутренним положением СССР

Письма в казарму

Поток отрицательных писем в казарму не прекращается. В 3 горно-стрелковом полку за март и начало апреля по данным управления Особого отдела из 4 тыс. писем, полученных красноармейцами, почти все с отрицательными настроениями по вопросам хлебо- и скотозаготовок, продовольственного и товарного снабжения. При этом особенно выделяются письма Шемонаихинского района Казахстана, Семипалатинского, некоторых районов Средней и Нижней Волги и Уральской обл. В этих письмах нередки сообщения о голоде, о бегстве из колхозов и т.п. Например, отделенному командиру полкшколы 80 кавполка Шорохову, колхознику, беспартийному [из] Уральской обл. прислали в письме образец муки, которой, якобы, питаются его родные. Курсанту Сокуртенко, колхознику, кандидату в ВКП(б), в письме из Семипалатинского района пишут: «Хлеба нет, кушать нечего, помоги».

Красноармейцу Савину (3 артиллерийский полк) пишут: «В Семипалатинске мрут с голоду все разбегаются».

Красноармейцу Левченко, члену коммуны им. Шевченко Киргизской АССР сообщают о выходе из коммуны 50 чел. по причине недостатка хлеба.

Отмечены случаи присылки в казарму кулацких, провокационных писем, написанных от имени родных. Так, например, красноармейцу пульэскадрона 81 кавполка Бурмакину было прислано письмо, якобы, от брата о том, что у матери был произведен обыск с целью изъятия золотых денег, мать арестована. Бурмакин потребовал от брата подробностей и получил ответ: «Живут хорошо, никакого обыска не было, произведена в колхозе раскладка за 1931 г. трудодней и получена зарплата». Этот факт использован для разоблачения перед красноармейской массой провокаций классового врага. Неоднократны факты присылки сельскими советами отрицательных ответов.

Из казармы идет встречная волна писем положительного воздействия с конкретными требованиями и практическими предложениями по устранению недочетов на местах. Например, в 3 горно-стрелковом полку по данным Особого отдела из полка послано в марте 4700 писем, из которых 88% с положительной оценкой успехов социалистического строительства с разъяснением политики партии, международного и внутреннего положения, 80% писем с положительной оценкой службы в РККА, почти все письма с хорошей оценкой питания, Однако, эти же письма на 50% с отрицательной оценкой положения в колхозах.

Отрицательные настроения

Не прекращающийся поток отрицательных писем в казарму, участившиеся в последнее время случаи приезда красноармейских семей, ликвидировавших свои хозяйства, отдельные случаи выражения недовольства положением в деревне и в колхозах побывавшими в отпусках красноармейцами и лицами начсостава, становящихся зачастую проводниками кулацких настроений, вызвали в последнее время заметный рост жалоб и нередко открытых недовольств со стороны наименее устойчивой части красноармейцев и начсостава.

За последнее время наблюдался непривычный рост поступления в бюро красноармейских писем жалоб и заявлений на плохую обеспеченность семьи, отказ в помощи со стороны местных органов, жалобы на голод, на отобрание скота по мясозаготовкам и др. В 3 артполку в марте и апреле поступило 45 подобного рода заявлений. 3-й горно-стрелковый полк отмечает, что основательность многих жалоб подтверждается местными органами и удовлетворяются, однако, ответы на запросы приходят с большим запозданием, иногда, через три месяца и то только после напоминания.

Участились случаи открытых выступлений с недовольствами на положение в деревне. Так, в 3 артполку во второй половине марта в беседах по колхозным вопросам было 14 случаев выражения отрицательных настроений, с 3 по 13 апреля — 12 случаев и уже с 15 по 27 апреля 36 случаев.

В 3 горно-стрелковом полку красноармеец Неупокоев, середняк, беспартийный после получения от жены письма с жалобой на произведенный обыск и, якобы, угрозу забрать скот, не ожидая ответа на сделанный командованием полка запрос, начал открыто выражать недовольства политикой партии, ругать Советскую власть, совершил ряд самовольных отлучек.

Среди некоторой части красноармейцев-единоличников наблюдаются разговоры о нежелании вступать в колхозы.

Вот несколько примеров выступлений единоличников: «Я в колхоз не пойду, они сами разбегаются, там мрут с голоду» (красноармеец 79 кавполка Иботулин, бедняк, беспартийный).

«Из колхозов бегут, они себя не оправдывают, я в колхоз не пойду» (красноармеец 20 саперного батальона).

«Среди колхозников отмечаются заявления о нежелании ехать в колхозы». «В колхоз не поеду по увольнении, поеду на завод, там лучше обеспечены рабочие» (7 кавбригада).

Главной темой разговоров и недовольства среди красноармейцев являются вопросы хлебо- и мясозаготовок, затем вопросы промтоварного снабжения и цен: «Плохо жить сейчас в колхозах, хлеб весь отобрали, едят траву, ходят голые и босые» (20 сапбат, красноармеец Филипченко, единоличник, беспартийный).

«Последний скот забирают, в колхозах голодают, и многие с колхозов бегут» (3 артполк).

«Говорят, что у нас жизнь улучшается, а цены все повышаются» (79 кавполк).

Жалобы и недовольства некоторой части красноармейцев на плохое обеспечение семей, на отсутствие хлеба в Туркменской бригаде.

Правооппортунистические вылазки

В последние время отмечаются отдельные случаи колебаний, хвостистских настроений со стороны, главным образом, кандидатов партии и комсомольцев. Так, в 79 кавполку комвзвода пульэскадрона Зайкин, член ВЛКСМ, рабочий на инструктаже групповодов политзанятий по теме: «Организационно-хозяйственное укрепление колхозов» заявил: «Как я могу говорить о преимуществах колхозов, когда колхозы разваливаются, колхозники голодают, а у моей сестры железнодорожницы отобрали корову».

В том же эскадроне старшина Любанский, сверхсрочник, член ВКП(б), кандидат в партбюро в разговорах с помполитом эскадрона доказывал об ухудшении положения рабочего класса и колхозников: «Мы вот говорим все об улучшении положения рабочего класса, а цены на все товары повысились, разве это улучшение. Я был в отпуску, сам все видел. В нашем колхозе сначала все было, а теперь совсем плохо. Вообще же политика партии в деревне проводится не такая, о которой говорят в казарме».

Там же красноармеец Умаров, батрак, кандидат ВКП(б) выражал антиколхозные настроения.

Эти факты прошли мимо партячейки эскадрона, вопрос разбирался только на президиуме ячейки. Обследование побритом эскадрона и ячейки показало ослабление классовой бдительности, отсутствие должной борьбы с правооппортунистическими колебаниями.

Президиум ячейки распущен, командиру и помполиту парторганизация полка поставила на вид, а командование полка объявило выговор. Любанскому, признавшему свои ошибки, объявлен выговор и [он] выведен из состава партбюро. Зайкин отстранен от руководства политзанятиями и предложено комсомольской организации разобрать его дело. Дело Умарова передано для разбора в ячейку. Бригадная парткомиссия 15 апреля разобрала это дело на расширенном заседании с участием партзаседателей, секретарей ячеек, партбюро полка и всех членов ячейки пульэскадрона.

В I эскадроне 2 Туркменского кавполка отделенный командир Овлия Кулиев Хаждар, член партии, на политзанятиях утверждал, что в Оаятском районе умерло от голода 7 чел. колхозников; эти сведения он якобы получил от одной женщины, приехавшей из района на колхозные курсы. Парторганизация Кулиеву объявила выговор.

Обращают на себя внимание факты, когда красноармейцы и отдельные лица начсостава, партийцы, побывав в отпуску, приезжают с отрицательными нездоровыми настроениями и иногда становятся рупором отражения кулацких недовольств. Комвзвода 79 кавполка Зайкин и старшина Любанский стали выражать антипартийные взгляды после отпуска. Таких примеров можно привести несколько. Все они свидетельствуют о том, что парторганизации отъезжающим в отпуска не ставят конкретных задач и не проверяют партийцев, возвращающихся из отпусков.

В штрафной роте вернувшийся из отпуска из Татарской республики отделенный командир Зиниатулин, рабочий, кандидат ВКП(б), начал выражать недовольства, заявляя: «Хлеба нет, в деревне голодные сидя/, из колхозов бегут». Антипартийные взгляды Зиниатулина поддерживали другие: отделенный командир Мухамедшин, рабочий, член ВКП(б): «Я тоже в отпуску был, ничего там нет», зав. складом Лавриков, кандидат ВКП(б), и Мирошниченко, сельхозрабочий, кандидат ВКП(б). На замечание красноармейца Ерофеева, кандидата ВКП(б), о том, что подобным разговорам надо дать отпор, другой красноармеец Майданов, рабочий, кандидат ВКП(б), предлагал: «Надо молчать, тогда никто не узнает, кто из нас что думает, а то выразишь свое мнение, а тебя на ячейке разбирать будут». Зиниатулин в ячейке признался, что попал под влияние кулаков и выражал кулацкие настроения, ячейка ему объявила строгий выговор.

Единичные случаи выражения антиколхозных настроений со стороны партийцев и комсомольцев имеют место и в других частях.

Выводы

Приведенные в политдонесении факты отрицательных настроений не характеризуют настроение основной массы красноармейцев [и] начсостава, которая мобилизована и ведет активную борьбу за выполнение решений партии, задач социалистического строительства и боевой подготовки.

Наряду с этим не прекращающийся поток отрицательных писем в казарму вызывает некоторый рост недовольств и отрицательных настроений среди наименее устойчивой части единоличников и колхозников. Пуокр обращает при этом внимание политорганов и партийных организаций на то, что отрицательных настроений заметно больше в отдельных мелких подразделениях (хозвзводах, хлебопекарнях и др.) как следствие слабой там работы партийных организаций .

Отдельные случаи проявления правооппортунистических антипартийных настроений со стороны кандидатов партии, имеющие за последние время тенденцию к росту, свидетельствуют о совершенно неудовлетворительной постановке партийно-воспитательной работы с кандидатским составом.

Особого внимания заслуживают факты влияния классового врага на красноармейцев и отдельных лиц начсостава во время пребывания в отпусках.

Пуокр требует:

а) систематически проверять постановку партийно-воспитательной работы в отдельных мелких подразделениях (хозвзводах, взводах связи, взводах трубачей и др.);

б) решительно улучшить партийно-воспитательную работу с кандидатским составом; непрерывно проверять работу кандидатских школ, охват школами вновь вступающих в партию, выполнение кандидатами общественно-партийных нагрузок и т.д.;

в) установить в партийных и комсомольских организациях персональный инструктаж убывающих в отпуска красноармейцев и мл. комсостава и проверку их настроений по возвращении из отпусков.

Пуокр требует от политорганов усиления информации о политических настроениях красноармейцев и начсостава, особенно в связи с проработкой решений ЦК ВКП(б) о едином сельхозналоге, хлебо- и мясозаготовок в 1932 г.

Первое по лит донесение по этим вопросам предоставить к 25 мая.

Зам. начальника пуокра Баузер

Начальник 1 сектора Эдельман

Старший инструктор Трошков

1* Далее следует зачеркнутый текст: «Результатом проведенной работы была массовая групповая и индивидуальная посылка писем в деревню, в колхозы с разъяснением постановления. Многие спешили довести решение партии до колхозов и в письмах послали вырезки из газет с решениями ЦК, с практическими предложениями о реализации этих решений».