Докладная записка заместителя наркома земледелия А.В.Гриневича Я.А.Яковлеву о положении в Зиновьевском районе УССР. 3 мая 1932 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.05.03
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 363-365
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 230. Л. 47—49. Подлинник.

№ 128

Совершенно секретно.

Народному комиссару земледелия Союза ССР т. Яковлеву

Ознакомившись на месте с ходом весеннего сева в Зиновьевском районе УССР, считаю необходимым сообщить Вам о том общем хозяйственном положении, в котором сейчас находится этот район:

1. Зиновьевский район коллективизирован на 98%. В результате прошлого производственного года колхозники, по данным 70 колхозов, получили хлеба в среднем по 76 кг на едока, и этим они должны питаться круглый год. Имел место ряд случаев опухания от голода. В настоящее время, по сообщению районных работников и по тем наблюдениям, которые мне пришлось сделать в деревнях, хлеба у колхозников почти нет. К марту уже в районе было много голодающих.

Район содержит несколько десятков питательных пунктов для детей колхозников. Работающим на полях колхозникам отпускается в виде государственной помощи 200 г хлеба ежедневно, а трактористам 400 г. При этом тех фондов, которые имеются в районных организациях, для оказания продовольственной помощи только работающим колхозникам может хватить примерно до 5 мая.

2. С 1 января 1932 г., по данным сельсоветов, ушло из района 28,3 тыс. чел. (из 100 тыс. населения), причем уходит взрослое население, более здоровое. Ушло 160 трактористов, т.е. вся квалифицированная сила тракторного парка района.

3. На 1 июля 1931 г., по данным сельскохозяйственного налога, в районе имелось 18 908 лошадей. По данным переписи на 1 февраля 1932 г. было 11 934 лошади. По данным сельсоветов на 25 апреля с.г. осталось 9026 лошадей, т.е. менее, чем за год убыль конского состава превышает 50%. Мало этого, из оставшегося конского поголовья не менее 50% необходимо немедленно снять с работы, так как работа на них приведет к немедленной гибели и этой части поголовья ввиду ее крайнего истощения. Мне приходилось видеть самому не одну сотню лошадей, и я убедился, что этот вывод является неизбежным, если мы не хотим потерять оставшееся конское поголовье в районе. Даже и наиболее здоровая группа лошадей с трудом работает в поле и часто приходится впрягать к паре лошадей еще пару коров. На поле можно видеть при севе постоянно останавливающихся лошадей, едва могущих двигаться.

С началом сева, в связи с вовлечением в работу лошадей, падеж конского состава вновь поднялся, и за время сева в районе пало до 600 лошадей. Таким образом, тягловой силе района нанесен серьезный урон, который отразится в еще большей степени во время уборочной кампании.

При том разгроме, который произошел в составе тягловой силы района и при условии, что район не имеет никакой возможности поддержать оставшуюся тягловую силу кормами, так как их совершенно нет в районе (нет даже яровой соломы и лошади кормятся озимой соломой с примесью силоса), истощение конского состава носит характер длительный, благодаря чему даже при нормальном корме трудно его восстановить, так как значительная часть лошадей, по-видимому, на почве длительного недокорма имеет заболевание туберкулезом.

4. Убыль коров меньше, однако, она имеет место в довольно больших размерах. Из коровьего поголовья со времени переписи на 1 февраля 1932 г. — 11 374, осталось сейчас — 8599 голов.

Это положение явилось результатом того, что организованного распределения урожая, по словам районных работников, в большинстве колхозов не было. Хлеб расходовался на продовольствие работавших и выдавался авансом, в большинстве без всяких расчетов. Бесконечная задержка в производстве расчета продуктами за выработанные трудодни повела к огромному росту хищений, поэтому значительная часть урожая была израсходована уже в период сентябрь —ноябрь. Валовой сбор всех зерновых и подсолнуха определяется райпланом в 940 тыс. ц. Этого сбора, конечно, хватило бы, чтобы не только обеспечить продовольствие людей и прокорм скота, но и сдать до 1,5 млн пуд. хлеба по заготовкам государству. Однако уже хищническое расходование внутри колхозов снизило состояние этих запасов. Между тем, план хлебозаготовок был намечен Наркомснабом Украины в размере 590 тыс. ц (3599 тыс. пуд.) и еще был несколько увеличен горсоветом. Хлебозаготовки велись без всякого учета мощности района и его ресурсов. Единственным лозунгом было: «Хлеб есть, все дело в том, что его не умеют взять». Всякие расчеты имеющихся запасов были фактически запрещены. И даже сейчас заведующий райзу отказывался мне дать официально подписанные цифры урожая и валового сбора 1931 г., опасаясь «последствий». А полученные мной цифры добывались на квартире у агронома из сохранившихся в рукописях черновиков. Несмотря на исключительные условия, огромный завоз в район на хлебозаготовки товаров и проч., план заготовок выполнен лишь на 70% (заготовлено 415 тыс. ц), а хозяйство района сильно подорвано.

Районные организации, опираясь на рабочие городские организации, ведут огромную работу сейчас в колхозах в связи с севом. Почти в каждой колхозной бригаде есть представитель городских организаций, всего до тысячи людей послано районом в колхозы. Этим в значительной степени объясняется то, что работы к севу все же ведутся более или менее успешно, а также то обстоятельство, что посевной материал не растаскивается в значительном количестве на продовольствие. Однако при отсутствии помощи районные организации не в состоянии будут удержать от этого.

65 тракторов, дополнительно выделенных украинскими организациями для района, ни в какой мере не могут возместить убыли конского состава. Но сев может быть спасен. Район имеет посевматериал (ввозной), за исключением картофеля, хотя и не тех культур, которые намечены по плану. Озимые вышли прекрасно.

Тот факт, что голодание и бескормица являются результатом не неурожая, а хищнического расходования внутри колхоза и ни с чем не считавшихся методов хлебозаготовок, особенно разлагающе влияет на колхозников.

В таком же положении, как Зиновьевский район, находится и рядом расположенный Новомиргородский район, а также еще несколько районов Одесской обл., ряд районов Киевской обл. и некоторые другие.

В связи с этим я считаю необходимым оказание немедленной помощи этим районам Украины отпуском кормов для лошадей, а также продовольствия для помощи колхозникам. Вместе с тем, необходимо учесть, что в особо тяжелое положение сельское хозяйство этих районов попадает ко времени уборочной кампании. Поэтому необходимо немедленно принять меры к усилению тягловой силы этой части Украины путем относительно большего увеличения, чем другим областям, завоза на Украину и, в частности, в эти районы — тракторов и грузовиков, а также организованной закупки для них лошадей в других областях.

Заместитель Народного комиссара земледелия Союза ССР Гриневич