Спецсправка Секретно-политического отдела ОГПУ о состоянии красноармейских колхозов в Дальне-Восточном крае. 28 февраля 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.02.28
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 274-276
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 235. Л. 48—53. Заверенная копия.

№ 102

Совершенно секретно.

Встреча и размещение красноармейцев

В ряде сообщений СПО ОГПУ уже отмечал слабые темпы строительства красноармейских колхозов в ДВК. До сих пор строительство еще не закончено, в результате прием и размещение красноармейцев-переселенцев проходит с большими трудностями.

В ряде коммун размещение производится за счет уплотнения жилплощади, или же приезжающие красноармейцы размещаются в домах, не приспособленных для жилья.

Внутреннее оборудование жилпомещений страдает рядом недочетов. Ощущается значительный недостаток в койках, столах, стульях, постельных принадлежностях и прочих предметах домашнего обихода.

Встреча прибывших красноармейцев в целом ряде коммун проходит неорганизованно. Переселенцы вынуждены разыскивать представителей коммун, подыскивать себе места для ночлега и т.д.

В Тамбовском районе в коммуне им. Войкова прибыло 19 красноармейских семей в количестве 65 чел. Встреча этих переселенцев не была организована. За отсутствием подвод все эти семьи сидели трое суток на станции. Постельными принадлежностями прибывшие не были обеспечены, ввиду отсутствия их в коммуне, в результате чего им пришлось спать на голых нарах. В домах нет умывальников и ламп, отсутствуют стекла и т.д.

В Посьетском районе райорганизации и коммуна ко встрече прибывших в количестве 250 чел. красноармейцев не подготовились, как помещения, так и ужин для прибывших предоставлены не были. На другой день вместо требующихся 50 подвод было выслано только 30, в результате часть красноармейцев в коммуну направилась пешком, покрыв расстояние более чем в 12 км.

В с. Белоногово Александровского района прибывшие 4 красноармейские семьи в количестве 25 едоков ночевали ночь на станции.

Кульпросветительная работа

Культурно-просветительная работа среди красноармейцев в большинстве районов отсутствует. Так, в Михайловском районе, в коммуне им. Сталина, несмотря на большую парткомсомольскую прослойку (84 партийца и 33 комсомольца) культпросветительная работа не ведется.

Деятельность кулачества и антисоветского элемента

Кулаки и антисоветский элемент, учитывая отрицательные стороны в строительстве красноармейских колхозов, ведут среди красноармейцев агитацию за обратный отъезд, запугивая тяжелыми условиями жизни в крае.

Александровский район. В коммуну им. Сталина явилась «побеседовать» группа сезонников из раскулаченных, которая говорила: «Вас здесь заедят вши. Вам сейчас дадут полушубки и катанки, но вы больше не получите ничего, а за эти катанки будете работать целый век и останетесь должны коммуне, — лучше не берите. Кормят здесь, знаете чем. Да что говорить, сами увидите, тухлую рыбу подадут с червяками».

В Тамбовском районе в барак, где помещались красноармейцы, явился сторож (бывший кулак), который заявил им: «Вас обманули, дураки, что приехали сюда. В этот край раньше посылали людей только на высылку. Здесь жить совершенно невозможно».

В Гродековском районе в колхозе «Память Ленина» во время перевозки красноармейцев со станции, колхозник-старожил говорил среди них: «В прошлом году в наш колхоз прибыло 300 чел. красноармейцев, из них теперь осталось только 3 чел., остальные из колхоза ушли, так как не было ничего жрать и не во что одеться. Зря вы к нам едете».

Наряду с агитацией, в качестве основного метода применяется разжигание антагонизма между колхозниками-старожилами и красноармейцами.

В с. Ивановке того же района крепкий середняк в беседе с колхозниками говорил: «Привезли красноармейцев, а теперь и сами не рады, что здесь ни черта работать не будут, ходят только пьянствуют, да едят, а работать за них кто-то должен. Насеяли для них хлеба, наготовили земли. Надо сказать, что это не красноармейцы, а какие-то махновцы».

В коммуне «Им. 1 Мая» Посьетского района переселенец «30 года» (групповой обоза) при встрече новых коммунаров сказал: «Зачем вы приехали, все равно придется уезжать вам обратно, ведь вы все сидите на наших паях, мы работаем, а вы жрете наши продукты».

В коммуне «Им. Сталина» Хабаровского района между старыми коммунарами и вновь прибывшими создались ненормальные взаимоотношения.

Старожилка-коммунарка в ссоре с вновь прибывшими коммунарами кричала: «Черт вас сюда принес на нашу шею, без вас здесь лучше было!»

Там же коммунар-старожил, когда прибывшие красноармейцы пошли в баню, встретившись с ними, сказал: «Вам надо свою баню построить, а потом мыться. Мы не для вас строили баню, теперь из-за вас и в бане не помоешься».

Отрицательные настроения красноармейцев-переселенцев

Отрицательные настроения прибывающих красноармейцев-переселенцев, вызываются главным образом рядом ненормальностей, творящихся на местах (в коммунах), как то: незаконченность строительства, недочеты в организационно-хозяйственной деятельности колхозов и др.

Вместе с этим, при наличии слабой массовой разъяснительной работы, на настроение переселенцев оказывает влияние и антисоветская деятельность кулацкого элемента.

«Нас обманули, чтобы мы сюда ехали, сказали что здесь хорошо, всего достаточно. Мы бросили свои дома и поехали, а когда прибыли в этот край, то нам говорят, что мы здесь пропадем. Хорошо бы теперь вернуться назад, но у нас отобрали документы, без которых нам не уехать. Сейчас у нас кушать нечего — один хлеб. Как-нибудь до лета доживем, а там уедем» (из разговора жен красноармейцев в коммуне им. РВС Черниговского района).

«Вы нас мучаете, плохо кормите, заставляете работать в поле, где мы никогда не работали и не умеем работать. Те условия, которые имеются у вас, для нас не подходящи, мы в таких условиях жить не привыкли. Работать за палочки (запись трудодней) мы не будем, дайте нам денег. Я служил два года и за это время ничего не получал, так дайте мне возможность заработать сейчас. Нас вербовали сюда не для того, чтобы мы работали даром, нас обманули и все равно от этого ничего хорошего не будет. Часть наших товарищей ушла, уйдут и остальные» (с. Ивановка того же района, красноармеец Демидов).

«Здесь каторжный труд. Красноармейцев эксплуатируют по 18 час. в сутки, надо из колхоза уходить. Мы приехали сюда погибать, я написал письмо домой, чтобы прислали денег на обратный проезд» (Тамбовский район, красноармеец Сапов).

«Мы боролись за Советскую власть 2 года, а теперь будем бороться против нее. Нас обманули, завезли сюда как в какую-то пропасть. Мы еще поговорим с этими обманщиками и припомним им, как обманывать защитников Советской власти» (Ивановский район, красноармеец Помарский, середняк).

«Мы думали, что нам плохо потому, что правление из старожилов, а теперь выбрали новое правление из красноармейцев, но туда попали только коммунисты и комсомольцы и мутят голову нашему брату, сами не работают» (Тамбовский район, красноармеец Пахомов).

Обратничество

В связи с недочетами в орг[анизационно]-хоз[яйственном] состоянии колхозов, а также под влиянием агитации контрреволюционного кулацкого элемента, отмечается значительное обратничество среди прибывших красноармейцев.

По сведениям на 1 января 1932 г., из 13 482 красноармейцев-переселенцев (с семьями) выбыло 1125 чел., или 8,3%. С момента переселения значительные отливы имелись из следующих точек:

Коммуна «Амурский партизан».

Тамбовский район

- 125 ед.

 

Коммуна им. Сталина, Александровский район

— 49 ед.

 

Зерносовхоз, Александровский район

- 54 ед..

или 33,7%

Восточн[ый] зерносовхоз, Завитинский район

- 110 ед..

68,7%

Коммуна им. РВС Черниговского района

— 29 сем..

20,0%

Им. Сталина Михайловского района

— 40 сем..

24,6%

Им. 1 Мая, Посьетского района

- 78 ед..

14,2%

Обратническим тенденциям подвержены даже отдельные партийцы и комсомольцы, причем некоторые из них не останавливаются даже перед сдачей партийных документов.

Ивановский район (Приморье). В райком ВКП(б) явилась группа коммунистов и категорически потребовала разрешения на обратный выезд. Большинство явившихся заявило, что партия и командование их обманули и что они не хотят состоять в такой партии. Несмотря ни на какие доводы секретаря райкома, группа, оставив свои документы в райкоме, ушла со словами: «Подождем немного, посмотрим, что будет дальше, а потом видно будет, что нам делать».

Гродековский район. Из коммуны с. Жариково уехали два члена партии, по происхождению из рабочих, оставив свои партийные документы.

П.п. начальника СПО ОГПУ Г.Молчанов

Начальник 2 отделения СПО Люшков