360. О выполнении постановления Совета народных комиссаров Союза ССР и Центрального комитета ВКП(б) о заработной плате рабочих и инженерно-технических сил угольной промышленности Донбасса

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1933.09.21
Период: 
1933
Источник: 
Москва, 1948 г.

Заслушав доклады заместителя народного комиссара тяжёлой промышленности — т. Косиора, секретаря Донецкого областного комитета КП(б)У — т. Терехова, председателя Донецкого областного комитета угольных рабочих — т. Осипова и содоклад представителя Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР — т. Шапиро о выполнении угольной промышленностью Донбасса постановления Совета народных комиссаров Союза ССР и Центрального комитета ВКП(б) от 21 мая 1933 г. о заработной плате рабочих и инженерно-технических сил угольной промышленности Донбасса, Комиссия Исполнения устанавливает, что хозяйственные, профсоюзные, партийные и советские организации Донбасса на основе проведения решений СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 8 апреля и 21 мая 1933 г. (С 3. СССР 1933 г. № 25, ст. 148 и № 31, ст.ст. 182 и 183) добились некоторых сдвигов в увеличении угледобычи и повышении производительности труда. Признавая эти сдвиги совершенно недостаточными и не соответствующими огромным возможностям Донбасса, Комиссия Исполнения считает, что всё ещё неудовлетворительная работа угольной промышленности объясняется тем, что угольные тресты и рудоуправления, партийные и профсоюзные организации Донбасса не проявили достаточной большевистской активности в преодолении старых методов руководства и заработная плата, нормы выработки и расценки заведующими шахтами, главными инженерами и заведующими участками до настоящего времени не использованы в качестве основного рычага в борьбе за организацию и высокую производительность труда.

Об этом свидетельствуют следующие факты формально-бюрократического проведения постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) о заработной плате на шахтах Донбасса:

  1. До настоящего времени на ряде шахт Донбасса № 19-20, шахте им. Карла Маркса (Артемуголь), № 1 бис (Кадиевуголь), № 9 «Капитальная», № 17/17 бис и 10 бис 1(Сталинуголь), № 10 (Лугануголь), «Сталинский Забой» (Донбассантрацит) и других продолжает иметь место осуждённое постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) положение, при котором заведующие шахтами, главные инженера и особенно начальники участков фактически не участвуют в установлении норм выработки, расценок и регулировании заработной платы, передоверив это дело нормировщикам.     

Начальники участков на этих шахтах не проверяют, а слепо штампуют десятницкие рапорта и табеля, являющиеся важнейшими первичными документами, характеризующими всю работу участка за день. В результате этого имеют место неправильное начисление прогрессивки, переплаты и обсчёты рабочих.

  1. На этих, а также и на других шахтах, в частности на шахте «Красный Профинтерн» (Артемуголь), Щегловка 1 (Макеевуголь), в результате совершенно неудовлетворительной работы хозяйственных, профсоюзных и партийных организаций по разъяснению рабочим порядка начисления прогрессивной оплаты, а также вследствие целого ряда недопустимых искажений в учёте заработной платы (невыдача расчётных книжек, неосведомление рабочих о их ежедневном заработке, отсутствие в ряде случаев ежедневных начислений заработной платы по прямой сдельщине), значительная часть рабочих не знает порядка начисления прогрессивки и не может проверить правильность начисленного им дневного, а в ряде случаев и месячного заработка.
  2. На многих шахтах Донбасса (№ 1 «Щегловка» (Макеевуголь), шахта им. Горького, шахта № 30 (Сталинуголь), «Сталинский Забой», шахта «Карл» (Донбассантрацит) и других) заведующие шахтами. главные инженеры и начальники участков, несмотря на то, что введённая постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) бригадная сдельщина требовала от них усиления борьбы с прогулами, продолжают примиренчески относиться к прогульщикам, не учитывая, что при бригадной сдельщине прогульщик своим невыходом на работу снижает производительность и заработок всей бригады.
  3. На шахтах Донбасса, в частности, на шахтах «Италия» и «Капитальная» (Макеевуголь), № 10 «Артем» (Лугануголь), «Красный Про- финтерн» (Артемуголь), «Сталинский Забой» (Донбассантрацит), № 9 «Капитальная», № 10 бис (Сталинуголь), № 1 бис (Кадиевуголь), заведующие шахтами, главные инженеры и начальники участков, проведя реорганизацию заработной платы, вместе с этим не обеспечили улучшения организации труда и попрежнему продолжают массовую переброску рабочих с места на место, допускают использование их не по своей квалификации, чем срывают повышение производительности труда рабочих и прогрессивно-сдельную оплату труда.
  4. Месячное задание по добыче угля на шахтах Донбасса сплошь и рядом до бригад не доводится, вследствие чего бригады ориентируются не на выполнение установленного плана добычи, а на выполнение заданных норм выработки. В связи с этим извращается также постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) о выплате 2 проц. премий бригадирам за перевыполнение бригадой месячных заданий. Так, например, на шахте «Красный Профинтерн» Рыковского рудоуправления треста «Артемуголь» 2 проц. премия выплачивается всем бригадирам за перевыполнение норм выработки, а не месячного задания, а на шахте им. Карла Маркса, того же рудоуправления и треста, вследствие того, что бригады не имеют месячных заданий, 2 проц. премия выплачивается всем бригадирам (в том числе и бригадирам плохо работающих бригад, входящих в состав участка, перевыполнившего свой план добычи угля).
  5. Комиссия Исполнения считает, что все эти недопустимые извращения в проведении перестройки заработной платы рабочих угольной промышленности имеют место вследствие того, что управляющие и технические директора трестов и рудоуправлений, в частности, треста «Сталинуголь» и Буденновском рудоуправления треста «Донбассантрацит» и Хрустальского рудоуправления относятся формально к проверке выполнения директив СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) шахтами и не превратили эту директиву в рычаг повышения производительности труда и снижения себестоимости.
  6. Комиссия Исполнения считает совершенно нетерпимыми допущенные Главуглем (тт. Бажановым и Израйловичем), центральным и областными комитетами профессионального союза угольных рабочих (тт. Кубарем и Осиповым) извращения решений СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) в своих указаниях угольным трестам:

а)  о начислении и выплате в полном объёме прогрессивки рабочим, перевыполнившим месячное задание, но не сделавшим установленного количества выходов на работу по неуважительным причинам, что является прямым поощрением прогулов;

б)  об исключении себестоимости из числа показателей, за выполнение которых премируются начальник участка и его помощники;

в)   об установлении начисления прогрессивки рабочим по каждому месту его работы в отдельности, а не по результатам месячной работы, как это предусмотрено решением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 21 мая 1933 г.;

г) об установлении выплаты бригадирам 2 проц. премий от общего заработка бригады за выполнение его месячного задания по добыче, а не за (превышение задания, как это установлено СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) в постановлении от 21 мая 1933 г.

  1. Комиссия Исполнения также отмечает невыполнение Главуглем Народного комиссариата тяжёлой промышленности важнейшего постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) о выработке к 1 июля упрошенных нормировочников для угольной промышленности.
  2. Комиссия Исполнения отмечает, что областные руководящие организации Донбасса не приняли должных мер к устранению крупнейших недочётов и извращений в проведении решений СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б), допущенных хозяйственными и профсоюзными организациями.

Комиссия Исполнения постановляет:

  1. Предложить Главуглю, угольным трестам, рудоуправлениям и шахтоуправлениям Донбасса, а также руководящим организациям Донецкой области немедленно провести исправление допущенных крупнейших недочётов и извращений в проведении постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) о заработной плате. Заслушать через 2 месяца доклады ряда угольных трестов, рудоуправлений и шахт о результатах проведения решений СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) по заработной плате.
  2. Отменить разъяснения Главугля Народного комиссариата тяжёлой промышленности, Центрального комитета и Донецкого областного комитета союза угольных рабочих от 26 июля и 17 августа 1933 г., касающиеся начисления прогрессивки прогульщикам, начисления прогрессивки угольным рабочим по каждому месту работы, а не по результатам месячной работы, и выплаты премий бригадирам за выполнение заданий, а не за их перевыполнение, как противоречащие постановлению СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 21 мая 1933 г. и дезорганизующие производство.
  3. Предложить Главуглю Народного комиссариата тяжёлой промышленности разработать и установить, в соответствии с решением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б), порядок премирования начальников участков за снижение себестоимости угля.
  4. Принять к сведению заявление заместителя народного комиссара тяжёлой промышленности — т. Косиора, что типовые нормы для подземных рабочих-сдельщиков угольной промышленности Главуглем Народного комиссариата тяжёлой промышленности уже разработаны и будут введены в действие с 25 сентября 1933 года.

Зам. Пред. Комиссии Исполнения при СНК Союза ССР Я. Рудзутак.
За Секретаря Комиссии Исполнения при СНК Союза ССР Ф. Найденов.

Москва, Кремль. 21 сентября 1933 г. № 35.

Опубликовано в № 234 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 22 сентября 1933 г.