Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Италии в СССР Россо. 25 марта 1937 г.
25 марта 1937 г.
1. Россо вручил мне меморандум, в котором изложена его настойчивая просьба о предоставлении квартир его сотрудникам. Он говорил, что обращался по этому поводу в Бюробин, но безрезультатно, а между тем ожидается приезд детей его жены, один из его секретарей собирается жениться и вообще создалось невозможное квартирное положение, а потому он решился обратиться ко мне. Он готов был бы взять целый дом, если даже необходимо будет оборудовать его за счет посольства. Я сказал ему, что затруднения у нас велики и что я вряд ли смогу сделать больше, чем Бюробин или т. Вейнберг[1]. Я, конечно, скажу им, чтобы они сделали все от них зависящее для удовлетворения просьбы посла.
2. Россо сообщил, что, согласно информации итальянского посла в Саламанке, команда «Комсомола» находится интернированной в порту Реаль. Что же касается «Смидовича», то этот пароход будто бы не был захвачен, а лишь обыскан и ему было разрешено продолжать свой путь.
3. Россо обратил мое внимание на усилившийся враждебный тон нашей прессы в отношении Италии, включая персональные нападки. Он знает, что не совсем благополучно обстоит в этом отношении и с итальянской печатью, но все же он считает, что обе стороны должны делать усилия по крайней мере к нерасширению пропасти, разделяющей СССР и Италию. Я выразил удивление, что этот вопрос затронут итальянской стороной, когда жаловаться мы имеем гораздо больше поводов. Я тут же вытребовал и показал Россо пачку итальянских газетных вырезок и карикатур. Я сказал, что вряд ли Россо сможет мне предъявить за тот же период соответственное количество советских вырезок аналогичного характера. Что касается тона и оскорблений, то наша печать тоже уступает итальянской. Кампания начата итальянской прессой, а наша должна первой ее прекратить! Не мы ищем конфликтов с Италией. Муссолини счел нужным занять враждебную позицию в отношении СССР, и мы можем это лишь принять к сведению, отнюдь не отвечая на это любовью. Газетные вырезки получает не только НКИД, но и редакции наших газет и делают из этого свои выводы. Все обращения нашего полпредства в Риме в МИД и непосредственно к Чиано не привели ни к чему. В лучшем случае антисоветская кампания приостанавливалась на несколько дней и затем вновь возобновлялась. При этих обстоятельствах я не нахожу возможным сообщить нашей прессе, что ее свобода суждений об Италии должна быть ограничена при сохранении за итальянской прессой полной свободы антисоветских выступлений.
М. Литвинов
[1] Заместитель заведующего III Западным отделом НКИД СССР, с 15 июня 1937 г. и. о. заведующего отделом.