Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Дипломатическому агенту НКИД СССР во Владивостоке Г. Д. Тихонову. 20 марта 1937 г.
20 марта 1937 г.
Козловский передал 19-го Сако[1], что Наркомвод остался при своем решении не давать больше «Сёсэн гуми» разрешения на производство каких-либо операций во Владивостоке и что мы не могли добиться пересмотра этого решения, потому что установлено, что контора занималась незаконными операциями[2].
В то же время мы по-прежнему не намерены чинить никаких препятствий регулярным рейсам японских пароходов, которые смогут обслуживаться Главморагентством. Желая при этом пойти максимально навстречу японским пожеланиям, наши власти готовы разрешить японским пароходным компаниям иметь во Владивостоке одного представителя, который будет представлять японские интересы перед Главморагентством по примеру того, как это имеет место с итальянской пароходной компанией «Ллойд триестино» в Одессе. Этот представитель может иметь одного секретаря-японца.
Козловский предупредил Сако, что если японская пресса начнет шум по этому вопросу, то мы вынуждены будем предать гласности факт незаконной деятельности «Сёсэн гуми». Сако обещал доложить послу.[3]
Стомоняков
[1] Советник посольства Японии в СССР.
[2] В соответствии с разрешениями, предоставлявшимися народным комиссариатом водного транспорта СССР, японская транспортно-экспедиторская контора во Владивостоке «Сёсэн гуми» осуществляла агентские операции по поручению японских пароходных компаний — участниц соглашения о прямом европейско-азиатском сообщении. 20 января 1937 г. заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Б. С. Стомоняков предупредил посла Японии в СССР Сигемицу, что, «по поступавшим в НКИД СССР сведениям, «Сесэн гуми» занимается в значительных размерах нелегальными валютными операциями», а ряд сотрудников конторы — «недопустимой деятельностью против государственной безопасности», и просил посла «использовать свое влияние для того, чтобы японская сторона не посылала во Владивосток людей, которые нарушают наши законы».
В связи с тем, что указанное предупреждение не возымело действия, «Сёсэн гуми» было отказано в выдаче разрешения продолжать деятельность. Об этом заведующий II Восточным отделом НКИД СССР Б. И. Козловский 19 марта довел до сведения посольства Японии в СССР и сообщил при этом, что соответствующие советские власти «готовы, однако, разрешить японским пароходным компаниям иметь постоянно во Владивостоке одного представителя и при нем секретаря».
В результате переговоров между народным комиссариатом водного транспорта СССР и управлением Владивостокского порта, с одной стороны, и японскими пароходными компаниями «Кита Нихон кисэн кайся» и «Тёсэн кисэн кайся», с другой, 2 сентября 1937 г. во Владивостоке был подписан договор об агентском обслуживании японских судов. 17 октября было дано соответствующее разрешение на аккредитацию во Владивостоке представителя указанных компаний.
[3] Копии телеграммы были направлены в полпредство СССР в Японии и уполномоченному НКИД СССР в Дальневосточном крае А. Р. Мэнни.