Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 19 марта 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.03.19
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 139-140.

19 марта 1937 г.

На телеграмму от 16 марта[1]. Я осведомился сегодня у Дельбоса, намерено ли французское правительство поставить в Лондонском комитете вопрос об итальянских дивизиях. Дельбос ответил, что по его совету этот вопрос ставится Испанией в форме ноты, передаваемой Аскарате Плимуту, последний должен будет доложить Комитету о демарше Испании и Корбен, как говорит Дельбос, поддержит испанскую акцию, дабы побудить Комитет принять решение об отзыве иностранных волонтеров из Испании. Если бы Советское правительство решило самостоятельно возбудить в Комитете вопрос об итальянских войсках, Корбен, по словам Дельбоса, поддержит советского делегата.

Дельбос сообщил, что германский ответ о новом Локарно, пытающийся изолировать Бельгию и освободить ее от обязательств, налагаемых на нее Уставом Лиги наций, вызывает недовольство бельгийцев как посягательство на суверенитет их страны. Об этом, как говорит Дельбос, он информирован по поручению Спаака[2]. Германско-итальянская идея о специальной локарнской конференции для оформления нового положения Бельгии представляется французам неприемлемой, ибо такая конференция явилась бы частичной реализацией «пакта четырех». Бельгийский вопрос предполагается урегулировать простым обменом дипломатическими нотами.

По собственной инициативе Дельбос заговорил о кровавых событиях в Клиши[3], якобы уже используемых за границей для дискредитации Франции. Я не стал поддерживать этот разговор и ограничился сухим замечанием, что отношение рабочих к этим событиям свидетельствует об исключительной дисциплинированности масс и преданности их Народному фронту. Дельбос не угомонился и обвинял муниципалитет Клиши в устройстве контрманифестации, направленной против простого киносеанса для членов французской социальной партии, дойдя до апологии полиции, якобы находившейся в состоянии законной самообороны. Как ни было противно, я предпочел молчать.

Полпред



[1] В телеграмме НКИД СССР от 16 марта 1937 г. В. П. Потемкину было поручено узнать у Блюма или Дельбоса, «намерены ли они поднять в Комитете вопрос об итальянских дивизиях, ибо вряд ли вопрос будет поднят англичанами. Мы,— говорится далее в телеграмме,— официальной ноты от испанского правительства не получили».

[2] Министр иностранных дел и внешней торговли Бельгии.

[3] 16 марта 1937 г. в парижском предместье Клиши произошло кровавое столкновение между полицией и рабочими, организовавшими демонстрацию протеста против разрешенного властями сборища фашистской «социальной французской партии». На события в Клиши трудовой Париж ответил 18 марта всеобщей забастовкой и массовой антифашистской демонстрацией (см. газ. «Правда», 18, 19 марта 1937 г.).