Сводка № 5 Секретно-политического отдела ОГПУ «Об итогах выселения кулачества в Ленинградской, Центрально-Черноземной областях, Нижне-Волжском и Нижегородском крае». 14 апреля 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.04.14
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 118-120
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 45. Л. 28—33. Подлинник.

№ 35

Совершенно секретно.

Центрально черноземная обл.

Из 33 районов области, откуда производилось выселение, всего изъято и направлено в Восточно-Сибирский край 4160 семей, что составляет 20 735 чел. (по плану намечалось к выселению 3500 семей).

Политическое состояние районов, охваченных выселением, в основном оставалось устойчивым. Выселение проведено при сочувственном отношении и активном участии и поддержке колхозников и бедняцко-середняцких масс единоличников, что подтверждается усиленным за этот период времени приливом единоличников в колхозы. Подававшими заявления о вступлении в колхозы в большинстве случаев указывалось, что до сих пор они не вступали в колхозы «из-за боязни мести кулаков».

В связи с распространением провокационных слухов о всеобщем раскулачивании крестьянства фиксировались отдельные настроения (преимущественно в середняцкой прослойке деревни), отражающие опасения быть так же выселенными вслед за кулаками, если коллективизация не примет достаточно широких размеров.

Наличие вполне здорового настроения среди основных масс деревни обусловило проведение работ по стягиванию кулацких семейств на пункты концентрации без всяких эксцессов, за исключением единичных случаев сопротивления со стороны самих выселяемых, а также безрезультатных попыток родственников выселяемых путем агитации спровоцировать население на массовые выступления. Пребывание выселяемых на сборных пунктах и посадка в эшелоны также прошли спокойно.

Представители низового совпартаппарата в ряде районов к мероприятиям по выселению кулаков не отнеслись с должной серьезностью. Помимо правооппортунистических настроений, выливавшихся в форму отказов от выселения кулаков: «кулаков в районе нет и выселять некого», отмечены факты отмежевывания от участия в работе по выселению, отказы в помощи опергруппам: «Это работа органов ОГПУ, пусть они этим и занимаются» и т. д. Несмотря на директивные указания, запрещавшие объявлять выселяемым о выселении ранее чем за сутки до отправки на сборные пункты, имели место случаи, когда отдельные партийцы, комсомольцы и работники сельсоветов объявляли об этом задолго до выселения, что вызывало панические настроения и побеги. За время выселения отмечено 56 случаев бегства кулаков, причем 12 из них бежали с семьями.

Нижне-Волжский край

Всего из края выселено 6495 семей кулаков, что составляет 28 597 чел. Предполагалось вывезти по плану 25 тыс. чел. К моменту проведения работы по выселению политобстановка северных районов края (Ртищевский, Сердобский, Тамалинский и др.) и кантонов АССРНП была несколько напряженной. Кулаками широко муссировались слухи о предстоящей войне, массовых восстаниях и т. п. В некоторых селах отмечались случаи срывов проводимых мероприятий по коллективизации и посевной кампании. В Петровском, Сердобском, Самойловском, Бальцерском районах имели место массовые выступления, сопровождавшиеся в некоторых селах попытками расправы над местными работниками. Слабость массово-разъяснительной работы и наличие перегибов при проведении различных кампаний, затрагивавших бедноту и середнячество, усиливали рост антиколхозных настроений: «В колхозы не пойдем до весны, а там посмотрим».

В отдельных селах намечалась тенденция к снижению процента коллективизации за счет выходов из колхозов.

Несмотря на напряженность обстановки, благодаря своевременному принятию мер по привлечению внимания основных масс крестьянства к вопросу выселения процесс изъятия кулачества прошел в обстановке подъема настроений бедняцких, середняцких и колхозных масс. Показателями достигнутого политического эффекта являются данные о росте коллективизации. Наиболее отстававшие районы за период выселения выравнялись с районами, имевшими удовлетворительные показатели, достигнув роста коллективизации в пределах от 15 до 25%. Наибольший рост коллективизации отмечен в Тамалинском (на 20,5), Сердобском (17,9), Романовском (22,4), Петровском (29,8) районах.

Наряду с положительными факторами в настроениях основной массы крестьянства процесс выселения все же сопровождался значительной активностью антисоветских элементов. Так, за период проведения подготовительной работы и осуществления практических мероприятий по выселению, по краю учтено 15 терактов, направленных преимущественно против колхозников и сельских активистов, принимавших участие в выселении, и 3 случая массовых выступлений с количеством участников до 12 тыс. чел[овек].

В некоторых селах выселенным устраивались массовые проводы при участии, главным образом, женщин, сопровождавшиеся антисоветскими выкриками.

Со стороны отдельных работников низового совпартаппарата отмечены проявления индифферентного отношения к проведению кампании, причем помимо непроведения массовой работы вокруг выселения отдельные лица выражали принципиальные несогласия с мероприятиями по раскулачиванию, заявляя: «Кулаков у нас нет, а есть середняки и бедняки, каждый день раскулачиваем, все и будут кулаки». Наряду с отказами от участия в работе по выселению, под предлогом занятости общественной работой, со стороны отдельных представителей партсоваппарата отмечены случаи прямого содействия кулакам путем выдачи подложных справок, помощи в бегстве, разглашения планов операции и т. д. (Ртищевский, Петровский районы).

По ряду районов местными работниками были допущены перегибы при выселении и дополнительном раскулачивании.

В Бековском, Аркадакском и Турковском районах зафиксировано до 53 случаев попыток раскулачивания середняков. Головотяпство в некоторых пунктах доходило до того, что раскулачивали за «нежелание вступить в колхоз», за то, что «ведет скрытый образ жизни и разлагающе действует на население», «за выступления на собраниях против коллективизации» и т. п.

В погоне за ростом коллективизации в отдельных случаях применялись меры голого администрирования по отношению к середнякам: «Если не вступите в колхоз, то завтра раскулачим и выселим вместе с кулаками в Казахстан». В результате подобных методов в Петровском районе процент коллективизации за 13 дней с 22% поднялся до 95%.

У выселяемых кулаков отбирали продовольствие, домашние вещи, раздевали ит. п., присваивая имущество.

Нижегородский край

Всего выселено из края 509 семей (2072 чел.).

В процессе проведения подготовительной работы почти во всех районах выявилась полная неосведомленность райколхозсоюзов о степени коллективизации селений или районов. Перед тем, как приступить к практическим мероприятиям, оперативные группы были вынуждены объезжать районы, выявляя на местах действительный процент коллективизированных хозяйств.

В Марийской обл. статистика Колхозсоюза данных о коллективизации районов не имела. Установлено значительное число случаев, когда селения, коллективизированные на 80%, числились в Колхозсоюзе с 25% коллективизацией, а в селениях, которые по данным Колхозсоюза имели 70% коллективизированных хозяйств, оказывалось только 35 — 40%.

Аналогичное явление в Межевском райЗО.

Мероприятия по выселению встретили широкую поддержку бедняцко-середняцких масс, выразившуюся в принятии активного участия в составлении описей имущества, выселении и конвоировании кулаков и т. д. Зафиксированы случаи явок единоличников и колхозников в РИКи из пунктов, не затрагиваемых выселением, с предложением своей помощи. Колхозники по своей инициативе устанавливали наблюдение за кулацкими хозяйствами в целях предотвращения возможных побегов или разбазаривания имущества. Собрания по вопросам выселения проходили с значительным подъемом, в ряде районов беднота и середняки выдвигали встречные планы выселения, намечая дополнительные объекты (Кологривский, Свечинский, Лукояновский районы).

Мероприятия по выселению вызвали значительный рост колхозного движения; во всех районах, производивших выселение, зафиксировано значительное число групповых вступлений в колхозы.

Настроения в защиту выселяемых кулаков не имели широкого распространения и носили единичный характер.

В процессе выселения заметно усилился рост антисоветской активности, выливавшейся преимущественно в форму угроз и избиений колхозников, поджогов колхозов и сов. учреждений, распространения антисоветских листовок и т. д. 50% зарегистрированных в марте терактов произошли за 10 дней операции по выселению кулаков. Случаев распространения антисоветских листовок в марте отмечено 12 против трех в феврале.

При росте кулацкой активности крайне отрицательное влияние оказывали отмечавшиеся факты примиренческого отношения к кулаку работников низового совпартаппарата, пытавшихся приостановить выселение.

В с. Сибирь Коротаевского сельсовета председатель с/х артели (член ВКП(б) с 1919 г.) настолько сжился с кулаками, что писал им заявления о восстановлении в избирправах, выдавал справки о принадлежности к середняцкой прослойке и т. д.

Аналогичные факты отмечены в Зуевском, Лукояновском и др. районах.

Бегство кулаков, не попавших под выселение, в ряде районов принимает широкие размеры, сопровождаясь полным самораскулачиванием.

Ленинградская обл.

Всего из области выселено 3261 кулацкая семья, что составляет 14 382 чел. (предусматривалось к выселению 3 тыс. семей).

Выселение, за исключением отдельных случаев отказа выселяемых подчиниться выселению, прошло без эксцессов, при активном содействии широких бедняцко-середняцких и колхозных масс.

Зам. начальника СПО ОГПУ Запорожец

Пом. начальника 2 отделения СПО ОГПУ Славатинский