Выступление Представителя СССР в Комитете по невмешательству в дела Испании И.М. Майского на заседании Комитета. 16 февраля 1937 г.
16 февраля 1937 г.
В нашем заседании 9 декабря — после трехмесячного существования Комитета[1] — я сделал обзор его «достижений» за тот период, и итог получился довольно мрачный[2].
Как раз тогда мы вступали в новую фазу деятельности — распространения соглашения на вопрос о так называемых добровольцах в Испании, и я рискнул в связи с этим выразить надежду, что в вопросе о добровольцах мы добьемся больших успехов, чем в делах, первоначально затрагивавшихся соглашением, не скрыв, однако, наличия некоторых подозрительных симптомов, которые уже в тот момент стали обнаруживаться.
Последующие события, к сожалению, более чем оправдали мои тогдашние пессимистические предчувствия.
Свыше двух месяцев прошло с тех пор, как вопрос о добровольцах стал обсуждаться в Комитете, но до сегодняшнего дня всевозможные камни преткновения как внутри, так и вне Комитета мешали проведению действительного запрещения иностранным подданным принимать участие в испанском конфликте. И то же самое наблюдалось в вопросе об осуществлении схемы контроля.
Однако вчера вечером в подкомитете при председателе [Комитета] несколько наиболее заинтересованных держав договорились наконец — несомненно по разным мотивам — по вопросу о добровольцах и по вопросу о контроле[3]. Были установлены даже даты для введения в действие соглашений — о добровольцах с 20 февраля, о контроле с 6 марта.
Приветствую этот успех от имени моего правительства и смею заверить, что мое правительство даже в этот поздний час готово будет содействовать осуществлению принятых мероприятий. В знак своей доброй воли Советское правительство согласно изменить свою позицию в отношении некоторых спорных пунктов контрольной схемы.
Однако, хотя положение в настоящий момент кажется несколько более благоприятным, чем раньше, опыт прошлого рекомендует нам осторожность в оценке перспектив успеха. Несмотря на то что большая часть трудностей, видимо, преодолена, все же имеются еще вопросы, удовлетворительное разрешение которых необходимо до того, как вся схема контроля сможет быть пущена в ход.
В частности, я хотел бы указать на то, что Комитет не знает отношения Португалии к этой схеме. Подкомитет в течение некоторого времени находился в затруднении, так как португальское правительство отказывалось присоединиться к выработанному Комитетом плану контроля. Насколько я понимаю, португальское правительство теперь пересматривает свою позицию и скоро даст ответ. Будем надеяться, что ответ окажется благоприятным и не подвергнет опасности осуществление всего плана.
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что успех принятых вчера вечером решений зависит от двух условий:
во-первых, от того, будет ли найдено удовлетворительное разрешение затруднений, вызванных отношением Португалии к плану контроля,— разрешение, которое сохранило бы всю эффективность этого плана;
во-вторых, от того, будет ли обеспечено искреннее сотрудничество всех держав — членов Комитета в выработке и выполнении решений Комитета, разумеется на основах полного равенства между членами.
Хотел бы искренне надеяться, что оба эти условия будут соблюдены и что Советскому правительству поэтому не придется пересматривать свою позицию.
Примечание. Опубл. в «Documents of the Non-Intervention Committee». N. I. S. (36) 319.
[1] Полное наименование — Международный комитет по применению соглашения о невмешательстве в дела Испании.
[2] См. газ. «Известия», 11 декабря 1936 г.
[3] См. газ. «Известия», 17 февраля 1937 г.