Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР в Китае И. И. Спильванеку. 11 февраля 1937 г.
11 февраля 1937 г.
На Вашу телеграмму от 5 февраля[1]. Сообщите лично Чэню и Куну[2], что Богомолов[3] сделал доклад правительству и выезжает в конце февраля с конкретными предложениями по вопросу о нашем будущем сотрудничестве с Китаем[4]. Подчеркните строго секретный характер Вашего сообщения.
Стомоняков
[1] В упомянутой телеграмме И. И. Спильванека сообщалось, что Чэнь Ли-фу «интересовался, когда приедет Богомолов и не имею ли я для него сообщения от Богомолова».
13 февраля Спильванек телеграфировал о выполнении поручения: «Лично сообщил Чэнь Ли-фу 12 февраля в Нанкине и Куну — 13 февраля в Шанхае. Чэнь Ли-фу выразил благодарность за сообщение. Кун, поблагодарив, сказал, что он немедленно передаст о сообщении Чан Кай-ши».
[2] Соответственно Чэнь Ли-фу — член государственного совета и Кун Сян-си — заместитель председателя исполнительного юаня Китая.
[3] Полпред СССР в Китае.
[4] Позиция Советского правительства по вопросу дальнейшего развития отношений с Китаем была сформулирована в следующих директивах полпреду:
«1. Поручить т. Богомолову заявить Чан Кай-ши, что, оставаясь по-прежнему сторонниками сотрудничества между СССР и Китаем против общей опасности, мы считаем преждевременным оформление этого сотрудничества в виде двустороннего советско-китайского пакта взаимопомощи и вместо этого предлагаем на данном этапе заключение широкого пакта о дружбе на условиях, изложенных в п. 2 этого постановления, а также практическое сотрудничество на деле в соответствии с положениями, изложенными в следующих пунктах.
2. Считать целесообразным заключение с нанкинским правительством пакта о дружбе, включив в него при этом постановления аналогичного содержания и текста, какие содержатся в японо-германском секретном соглашении, а именно предусмотреть обязательство непринятия одной из сторон мер и незаключения ею соглашений, которые могли бы поставить в выгодное положение третье государство, со стороны которого угрожает опасность нападения другой договаривающейся стороне. В этом же соглашении
предусмотреть взаимное обсуждение обеими договаривающимися сторонами мер, которые должны быть ими приняты в целях охраны их общих интересов.
Включить далее в этот пакт обязательства обеих сторон всемерно содействовать скорейшему заключению Тихоокеанского пакта взаимопомощи, предусмотрев автоматическое аннулирование советско-китайского пакта о Дружбе в момент вступления в Силу общего Тихоокеанского пакта взаимопомощи.
3. Считать далее целесообразным заключение с нанкинским правительством — по военной линии — военно-технического соглашения, предусматривающего:
а) продажу самолетов, танков и другого военно-технического снаряжения в соответствии с данным уже нами нанкинскому правительству принципиальным обещанием. Предоставить для этой цели нанкинскому правительству кредит в 50 млн. гн. долл. с использованием в течение 2—3 лет и с покрытием стоимости доставленного военного имущества равными долями в течение 10 лет поставками китайских товаров, как олово, вольфрам, тунгстен, а также чай, шелк и пр.;
б) подготовку, в соответствии с уже данным нами обещанием, у нас китайских летчиков и танкистов. Считать возможным в крайнем случае посылку наших инструкторов-преподавателей в соответствующую китайскую военную школу в одном из пунктов Северо-Западного Китая;
в) в случае угрозы со стороны японцев единственной коммуникационной линии, связывающей Китай и СССР через Ганьсу, и в случае просьбы о том командования китайской армии — посылку нами нескольких наших самолетных и танковых соединений с нашим персоналом для включения в китайскую армию, защищающую эту коммуникационную линию.
4. В целях обеспечения связи с Восточным Китаем и облегчения реализации изложенных выше мероприятий возобновить и расширить сделанное т. Богомоловым нанкинскому правительству на основании постановления инстанции от 19 марта 1935 г. предложение об образовании советско-китайского общества на паритетных началах для установления и эксплуатации воздушной линии от советской границы через Урумчи — Хаму — Ланьчжоу — Сиань — Нанкин до Шанхая.
5. При заключении упомянутых выше соглашений с нанкинским правительством добиваться откомандирования им всех германских военных советников китайской армии».