Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 9 февраля 1937 г.
9 февраля 1937 г.
Посетил Блюма. Во-первых, информировал его о нашей позиции в вопросе морского контроля. Блюм заявил мне, что, по-видимому, дело улаживается, так как и англичане готовы предоставить СССР известную зону контроля. На мое указание, что не исключена возможность нашего выхода из Комитета в случае допущения дискриминации СССР при осуществлении системы морского контроля, Блюм согласился с такой позицией, отметив, что и французы предупредили в Лондоне о своем выходе из Комитета, если в пользу Португалии будет допущено изъятие из системы контроля.
Во-вторых, передал Блюму, каково наше отношение к намечаемому франко-турецкому пакту.
В-третьих, сообщил ему об агитации, которую поляки ведут у румын против пакта Франции с Малой Антантой. Блюм ответил, что у него имеются однородные сведения. Он заключает отсюда, что позиция самой Румынии в отношении пакта является сомнительной и что Антонеску ведет двойную игру.
В-четвертых, я обратил внимание Блюма на сообщение относительно намерений Стоядиновича заключить с Венгрией пакт, аналогичный болгаро-югославскому. Блюм признал, что договор Югославии с Венгрией явился бы ударом по самым основам Малой Антанты. Говоря об этом, Блюм беспомощно разводил руками.
В-пятых, Блюм рассказал мне, что вызывал Даладье, которому сообщил о разговоре со мной директора «Шнейдера». Решено было, что Даладье вызовет представителя фирмы «Шнейдер» Фонтена, с которым обычно военное министерство ведет переговоры. Фонтену будет заявлено, что рано или поздно национализация «Шнейдера» будет проведена, но что правительство не может допустить нелояльных маневров фирмы с заказами дружественной страны. Блюм советовал мне повидаться с Даладье. Из брошенного Блюмом замечания, что Венсан Ориоль[1] отнюдь не заинтересован форсировать национализацию предприятий «Шнейдера», выкуп которых потребует огромных расходов, и что вообще нужно произвести эту операцию осторожно и без ущерба для интересов национальной обороны, я заключаю, что, быть может, фирме даны будут какие-то успокоительные заверения.
В-шестых, на мое указание, что противники Народного фронта трубят о безвыходном финансовом кризисе и уже обсуждают состав нового правительства, Блюм признал, что за последние дни финансовое положение стало крайне напряженным. Одним из способов ослабить кризис мог бы быть переход правительства в решительное наступление против капиталистов. Однако в данный момент это представляется Блюму опасным. Думаю, что опасность эту Блюм видит преимущественно со стороны Англии, которая, как говорил мне Леже, обуславливает свое сотрудничество с Францией воздержанием правительства Народного фронта от «социальных экспериментов»; возможно, что Блюма пугает и новый подъем активности интервентов в Испании, ободряющий противников Народного фронта. Вообще, на этот раз нашел Блюма приунывшим.
Мандель[2], бывший у меня вчера, уверенно говорит о неизбежности падения правительства Блюма вследствие финансовых затруднений.
Полпред