Нота Временного Поверенного в Делах СССР в Японии Министру Иностранных Дел Японии Хаяси. 6 февраля 1937 г.

Реквизиты
Датировка: 
1937.02.06
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 72-73.

6 февраля 1937 г.

Господин Министр,

Нотой от 24 августа прошлого года Посол Союза Советских Социалистических Республик обратил Ваше внимание на заявление правительства Маньчжоу-Го о его намерении произвести незаконный вычет из очередного сентябрьского платежа в счет выкупной суммы, причитающейся Правительству СССР за уступку прав на КВЖД согласно договору от 23 марта 1935 г.

Благодаря содействию, оказанному Японским Правительством, выплата очередного платежа была произведена 24 сентября 1936 г. без всяких затруднений. В своих нотах от 5 сентября и 25 декабря 1936 г. маньчжурское правительство, несмотря на исчерпывающие разъяснения, данные ему Советским Правительством в ноте Генерального консула СССР в Харбине г. Славуцкого от 22 августа того же года, нашло, однако, возможным вновь заявить, что оно и впредь будет оплачивать за счет СССР неизвестные Советскому Правительству претензии третьих лиц и, в случае непокрытия Советским Правительством суммы всех этих платежей, вычитать ее из причитающихся Советскому Правительству следующих платежей в счет выкупной суммы за КВЖД.

Ввиду этого Советское Правительство было вынуждено вновь обратить внимание правительства Маньчжоу-Го на незакономерность этих предполагаемых им действий. В приложении к настоящему я имею честь препроводить Вам копию письма, врученного по этому вопросу особоуполномоченному министерства иностранных дел в Северной Маньчжурии Генеральным консулом СССР в Харбине г. Славуцким 25 января с. г.[1]

Как Вы усмотрите из этого письма, мое Правительство продолжает прилагать усилия к тому, чтобы побудить правительство Маньчжоу-Го стать на путь правильного применения и выполнения соглашения о КВЖД от 23 марта 1935 г. При этом Правительство СССР не отказывалось и не отказывается, как Вы ошибочно полагаете в своей ноте от 4 июля 1936 г., подвергнуть рассмотрению отдельные конкретные документированные претензии тех или других лиц. Правительство СССР, как это само собой разумеется, не может, однако, согласиться на оплату ничем не обоснованных и неизвестных Советскому Правительству претензий неизвестных ему лиц,— претензий, предъявленных к тому же в порядке, нарушающем соглашение от 23 марта 1935 г.

Принимая во внимание, что выраженное правительством Маньчжоу-Го в его нотах от 5 сентября и 25 декабря 1936 г. намерение относится по-прежнему к платежам, в отношении которых Правительство Японии приняло на себя гарантию, установленную обменом приложенных к соглашению о КВЖД писем от 23 марта 1935 г., Советское Правительство считает необходимым вновь обратиться к Японскому Правительству с просьбой разъяснить правительству Маньчжоу-Го, что казначейские обязательства Маньчжоу-Го подлежат автоматической оплате по предъявлении их в Промышленном банке Японии и что соглашение от 23 марта 1935 г. совершенно исключает возможность производства кем бы то ни было и каких бы то ни было вычетов из причитающихся по этим обязательствам Советскому Правительству сумм. Советское Правительство выражает при этом надежду, что благодаря новому вмешательству Японского Правительства будет наконец обеспечено в дальнейшем выполнение правительством Маньчжоу-Го обязательств, принятых им на себя по соглашению от 23 марта 1935 г.

Примите, господин Министр, уверения в моем совершенном к Вам уважении.

Н. Райвид



[1] Не публикуется.