Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Италии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 20 января 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.01.20
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 51-52.

Немедленно

20 января 1937 г.

Ряд источников подтверждают, что одним из главных пунктов беседы Муссолини и Геринга[1] был испанский вопрос. Геринг настаивал на необходимости немедленно бросить в Испанию регулярные войска, ссылаясь на доклад германского поверенного в делах в Бургосе о затруднениях Франко, требующего для обеспечения полной победы 80 тыс. солдат. Геринг считал, что самым правильным будет поставить Европу перед совершившимся фактом. Муссолини воспротивился этому плану, предложил фашистам максимально усилить сейчас отправку, затянуть на это время, до 24—25-го, ответ на английское предложение, а затем, когда достаточно сил будет на месте или в пути, принять английское предложение. Эту информацию подтвердил сегодня нашему советнику английский поверенный в делах Инграм, добавивший, что, по донесению консула, в последние дни явно в Испанию ушли из Неаполя все груженные солдатами пароходы. Инграм сообщил также, что в беседе с Друммондом[2] 16-го Чиано[3] сказал для передачи Идену, что Италия надеется через неделю дать положительный ответ на английское предложение и что уже приступлено к «выработке текста декрета, запрещающего посылку волонтеров в Испанию». Последнему заявлению придавал большое значение Друммонд. Он, видимо, убедил Чиано в важности подобной декларации для успокоения английского правительства.

Касаясь других политических вопросов, обсужденных Герингом и Муссолини, Инграм и другие наши собеседники называли итало-английское соглашение, по каждому пункту которого Геринг просил толкований и информаций Муссолини. Все сходятся на том, что Германия, в согласии с Италией, будет всячески стремиться договориться с Англией, с тем чтобы добиться создания треугольника Берлин — Рим — Лондон. Несомненна также антисоветская целеустремленность римской беседы, достаточно ярко выраженная в последнем интервью Муссолини и Геринга. Хотя Инграм и не подтвердил, что Италия и Германия сговорились потребовать поручить осуществление контроля по испанскому вопросу четырем великим державам без СССР, и отрицал, что подобная мысль высказывалась Чиано в беседе с Друммондом, однако версия эта кажется достаточно правдоподобной. О военно-технической взаимопомощи и экономических вопросах, обсужденных Герингом и Муссолини, сообщу диппочтой[4].

Штейн

Примечание. Копия телеграммы была направлена М. М. Литвинову в Женеву.



[1] См. газ. «Известия», 18— 20 января 1937 г.

[2] Посол Великобритании в Италии.

[3] Министр иностранных дел Италии.

[4] В письме Б.Е. Штейна в НКИД СССР от 20 января 1937 г. в этой связи отмечалось: «Война в Испании выявила относительно низкое состояние германской авиации. Геринг был весьма этим озабочен. Он посетил здесь опытную авиационную станцию в Гуидонии и весьма подробно обследовал состояние итальянской авиации», и вел переговоры о получении авиационных патентов. «В обмен на это он предложил итальянцам передать последним германские патенты на производство синтетических бензина и каучука. Последнее предложение сопровождалось в свою очередь условием — итальянским обязательством закупать в Германии весь уголь, необходимый для производства синтетического бензина. Что касается предложения о патенте на каучук, итальянцы будто бы это предложение отвергли, ссылаясь на то, что в Абиссинии имеется достаточное количество каучуконосных растений, что избавляет Италию от необходимости пользоваться эрзацами. Судьба предложения относительно бензина — угля мне пока неизвестна. Не случайно также, что в момент пребывания Геринга было объявлено об образовании итало-германского общества по эксплуатации природных богатств Абиссинии.