Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 16 января 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.01.16
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 35-36.

Немедленно

16 января 1937 г.

Сегодня у меня был японский посол в Лондоне Иосида. Предлог для визита он выдумал совершенно нелепый, но просидел около часа и вел разговор на разные политические темы.

Резко критиковал поведение японской армии и флота, заявляя, что за их глупости («стюпидити») Японии приходится расплачиваться дорогой ценой (как пример привел отказ от подписания морского соглашения[1]). Германо-японское соглашение Иосида также назвал глупостью и выразил надежду, что это последняя глупость, совершенная японским правительством. Намекая на японо-советские отношения, он выразил также надежду, что за глупость германо-японского пакта Японии не придется платить слишком дорого. Иосида подчеркивал, что непомерно раздувшийся бюджет и, как результат, непомерно поднявшиеся налоги скоро отрезвят население и руководящие круги Японии и это создаст предпосылку для более спокойной внешней политики его страны. Иосида сообщил мне, между прочим, что в ближайшем будущем ожидается подписание японо-индийского торгового соглашения — возобновление старого с некоторыми модификациями. Зато с Англией и другими британскими колониями торговые осложнения продолжаются, даже усиливаются, однако Иосида давал понять, что в ближайшем будущем могут быть сделаны попытки к ликвидации англо-японского конфликта в торговой области. Иосида намекал, что скоро можно ожидать возобновления японо-китайских переговоров, причем, видимо, одним из главных предметов переговоров будет понижение китайских таможенных тарифов. В общем, у меня осталось впечатление, что Иосида с обычной неуклюжестью вздумал «оживить» японо-советские отношения на лондонском участке, несколько пострадавшие в результате германо-японской авантюры. Не совсем ясно для меня только, является ли это продуктом инструкций из Токио или его собственной инициативой[2].

Майский



[1] См. газ. «Известия», 17 января 1936 г.

[2] 16 апреля 1937 г., пригласив И.М. Майского на обед, Иосида, как телеграфировал на следующий день полпред, «снова заверил, что правительство Хаяси будет вести политику примирения по отношению к СССР», но при этом жаловался на «агрессивность СССР на Дальнем Востоке», выражающуюся в том, что СССР держит на своей границе с Маньчжурией слишком большую армию и слишком много аэропланов. Если бы СССР в этом отношении мог пойти Японии навстречу, мирная атмосфера в японо-советских отношениях была бы сразу же восстановлена. Я обратил жалобу Иосида в шутку и с самой любезной улыбкой ответил: «Что Вы, г. посол, ведь наши вооруженные силы на Дальнем Востоке имеют своей единственной задачей охранять советскую границу от «бандитов», которыми, по вашим же японским сведениям, кишит Маньчжоу – Го».