Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 13 марта 1941 года

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1941.03.13
Источник: 
Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД. Биографически очерк. Документы. Академия. 1999. Стр. 407-409
Архив: 
ЦА ФСБ России, № Р-2311, т. 5, л. 17—20. Машинопись.

Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича

от 13 марта 1941 года.

Допрос начат в 22 ч, 45 м.

Допрос окончен в 0 ч. 45 м. 14.III.

Вопрос: На предыдущих допросах вы показали, что из участников антисоветской организации правых, существовавшей в системе земельных органов, вам был известен также и БОНДАРЕНКО Александр Степанович. Вы эти показания подтверждаете?

Ответ: Да, подтверждаю.

Вопрос: Когда и где вы познакомились с БОНДАРЕНКО А. С.?

Ответ: БОНДАРЕНКО Александра Степановича я знаю с 1932 года, т. е. с периода нашей совместной работы во Всесоюзной Сельско-Хозяйственной Академии им. Ленина. В тот период я работал президентом сельско-хозяйственной академии, а БОНДАРЕНКО был первым вице-президентом.

Вопрос: Какие у вас с БОНДАРЕНКО были взаимоотношения?

Ответ: Взаимоотношения с БОНДАРЕНКО были у меня официальные, лично с ним близок я не был, но поскольку приходилось работать вместе, я старался избегать обостренных отношений хотя очень не высоко ценил его, как научного деятеля и руководителя сельско-хозяйственной науки. Об этом было и ему известно. Последние годы я встречался с БОНДАРЕНКО только на заседаниях сельско-хозяйственной академии.

Вопрос: Покажите, что вам известно о вредительской работе БОНДАРЕНКО?

Ответ: Вредительская работа БОНДАРЕНКО, в период его пребывания в сельско-хозяйственной академии проводилась в следующем направлении:

1. В чрезмерном раздувании числа и штатов узко специальных институтов сельского хозяйства, приведшие впоследствии к их деградации.

2. В создании нежизненных институтов типа института сои, институтов социалистической реконструкции сельского хозяйства.

3. В игнорировании главнейшего звена опытного дела — сети областных опытных станций.

4. В направлении тематики, руководимых академией, сельскохозяйственных институтов, — на отрыв от неотложных задач социалистического сельского хозяйства, что было в резкой форме подвергнуто критике на заседании СНК СССР — КУЙБЫШЕВЫМ В. В во время доклада Академии в июле 1934 года.

Мне также известно, что БОНДАРЕНКО принимал непосредственное участие во вредительском подборе кадров, им лично всегда поддерживались ЗАПОРОЖЕЦ А. К. — директор института Агрохимии и Агротехники; ЗАПОРОЖЕЦ в прошлом в годы гражданской войны принимал участие в бандах, боровшихся с советской властью на Украине; АНИШЕВ — заместитель директора института Агрофизики; АНИШЕВ — в прошлом был троцкистом; ЗАДИН —директор института овощеводства, впоследствии арестован.

БОНДАРЕНКО А. С. был особенно близок с ЗАПОРОЖЦЕМ А. К. и ЗАДИНЫМ, всегда их поддерживал во всех вопросах на президиуме Академии.

БОНДАРЕНКО принимал также непосредственное участие в организации дорого стоившей (до одного миллиона рублей) и очень мало давшей пользы, — экспедиции сельско-хозяйственной академии в Таджикистан, которая проводилась под руководством ЗАПОРОЖЦА А. К. при участии АНИШЕВА.

Вопрос: Что вам еще известно о БОНДАРЕНКО А. С.?

Ответ: Мне лично известно, что БОНДАРЕНКО пользовался всегда особым доверием и исключительной поддержкой со стороны бывшего наркома земледелия — ЯКОВЛЕВА Я. А. Действительным членом сельско-хозяйственной академии имени ЛЕНИНА, БОНДАРЕНКО был назначен по предложению ЯКОВЛЕВА Я. А.

В период своей работы в ВАСХНИЛ’е БОНДАРЕНКО всегда подчеркивал, что он выполняет директивы ЯКОВЛЕВА Я. А. Я лично неоднократно обращался к ЯКОВЛЕВУ, как к бывшему наркому земледелия и указывал, что БОНДАРЕНКО не на месте, мало разбирается в сельско-хозяйственных вопросах и т. д. Однако ЯКОВЛЕВ всегда настойчиво поддерживал БОНДАРЕНКО.

Записано с моих слов правильно и мною лично прочитано:

ВАВИЛОВ.

ДОПРОСИЛ:

Пом. Нач. 1 отдела Следчасти НКГБ СССР

Ст. Лейтенант Госуд. Безопасности.

(ХВАТ).