Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 5 января 1937 г.
5 января 1937 г.
Беседа с Даладье и Гамеленом[1], бывшими вчера у нас на завтраке, убеждает в возрастающей тревоге военных кругов Франции перед расширяющейся германо-итальянской интервенцией в Испании и военными приготовлениями Германии. Оба собеседника признавали чрезвычайную опасность создания в Испании Гитлером антифранцузской военной базы. Оба констатировали затишье в деятельности немцев вдоль голландской и бельгийской границы и, напротив, непрерывное накопление немецких сил в районах Констанца, Шафхаузена и Шварцвальда.
Даладье обвинял Англию в том, что она воспротивилась оказанию помощи законному правительству Испании, причем отметил, что она же двусторонним средиземноморским соглашением с Италией[2] изолировала Францию и повысила требовательность Муссолини в отношении французского правительства. Гамелен вторил Даладье, указывая, что англо-итальянское соглашение ничем не обеспечивает сообщения Франции с североафриканскими ее владениями. Тот же Гамелен высказал мысль, что крупнейшим выигрышем Италии является возможность использовать туземцев Абиссинии для чрезвычайного усиления своей армии. Как видите, оптимистическое коммюнике Дельбоса[3] по поводу англо-итальянского соглашения дезавуируется французскими военными кругами. Тревога Гамелена выразилась в его заявлении, что он отнюдь не считает зиму препятствием для германского нападения и что поэтому Франции и ее друзьям нужно не дремать.
Как деталь отмечу сообщение Даладье, что недавно здесь произведены аресты среди «троцкистской молодежи». Обыски обнаружили связь этих элементов с другими странами и наличие у них директив, направленных к разложению французской армии.
[1] Соответственно министр обороны Франции и начальник генерального штаба французской армии.
[2] См. газ. «Известия», 3 - 5 января 1937 г.; сб. «British and Foreign State Papers», vol. 141. London, 1950, pp. 387 - 389.
[3] См. газ. «Известия», 4 января 1937 г.