Каганович, Ежов, Орджоникидзе — Сталину 22 августа 1936 г.
Шифровка.
Из Москвы 22/VIII — 36 г. в 17 час. 46 мин. Вх. № 6.
Сочи. Тов. Сталину.
Сегодня утром застрелился Томский. Оставил письмо на Ваше имя, в котором пытается доказывать свою невиновность1. Вчера же на собрании ОГИЗа в своей речи Томский признал ряд встреч с Зиновьевым и Каменевым, свое недовольство и свое брюзжание. У нас нет никаких сомнений, что Томский также как и Ломинадзе2, зная, что теперь уже не скрыть своей связи с зиновьевско-троцкистской бандой, решил спрятать концы в воду путем самоубийства.
Думаем: 1) Похоронить там же в Болшеве. 2) Дать завтра в газете следующее извещение:
«ЦК ВКП(б) извещает о том, что кандидат в члены ЦК ВКП(б) М.П.Томский, запутавшись в своих связях с контрреволюционными троцкистскозиновьевскими террористами, 22-го августа на своей даче в Болшеве покончил жизнь самоубийством»3.
Просим сообщить ваши указания. HP 7.
Каганович, Ежов, Орджоникидзе.
_________________________
1 Предсмертное письмо Томского см.: Родина. 1996. № 2. С. 92–93.
2 Секретарь Закавказского краевого комитета ВКП(б) В.В. Ломинадзе в 1930 г. был снят со своего поста за участие в так называемой «группе Сырцова-Ломинадзе» и через некоторое время назначен секретарем Магнитогорской партийной организации. В январе 1935 г. Ломинадзе покончил жизнь самоубийством после того, как узнал, что в НКВД были сфабрикованы материалы о его участии в «контрреволюционной организации».
3 Информация о самоубийстве Томского была опубликована в «Правде» 23 августа.