Каганович, Молотов — Сталину 26 сентября 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.09.26
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 588-589
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Оп. 11. Д. 90. Л. 81–83. Подлинник. Машинопись.

Шифровка.

Из Москвы 26.IX.35 г. в 13 час. 10 мин. Вх. № 80.

Сочи. Тов. Сталину.

Посылаем Вам шифровки Литвинова о намечаемом им поведении в Совете Лиги в связи с итало-абиссинским вопросом. Мы ему никаких указаний пока не давали. Если считаете необходимым дать ему указания, просим сообщить.1

Каганович. Молотов.

Текст первой шифровки: «Об абиссинском конфликте. Предложение «пяти», которое отчасти по моему настоянию сделано не от имени Совета, сводится сплошь к подчинению Абиссинии всестороннему контролю Лиги Наций, иначе говоря к мандату Лиги Наций, это предложение нейтрализует жалобу Италии на дурную администрацию и хаос в Абиссинии, составляющий якобы угрозу как итальянцам, проживающим в Абиссинии, так и примыкающим к итальянским владениям. Предложение было бы приемлемо для Муссолини, если бы предусмотренные должности советников были заняты исключительно итальянцами, а жандармерия и полиция состояла бы также из итальянцев при разоружении абиссинцев. Против этого, однако, собирается возражать Англия, не желающая допускать итальянского мандата в Абиссинии, хотя бы в скрытой форме. Теперь начнутся переговоры о компромиссе, причем Лаваль будет тянуть сторону Муссолини. Я толкаю на то, чтобы переговоры велись вне Совета Лиги и чтобы ответственность за компромисс взяла на себя Англия и Италия. Если дело дойдет до совета, то предполагаю голосовать против предложений, лишающих Абиссинию независимости, за исключением случаев, когда от моего голоса может зависеть развязывание войны, когда мне придется воздерживаться, чтобы не взять на себя ответственности за войну. Вопрос несколько осложняется тем, что сама Абиссиния напрашивается на международный контроль, надеясь этим путем получить финансовую помощь. Негус, желающий поднять страну путем реформ, наталкивается на сопротивление феодальных вождей племен и вероятно надеется преодолеть это сопротивление при мандате Лиги, это ослабляет позицию тех, кто говорит о попытке навязывания Абиссинии контроля. Если обстоятельства позволят и переговоры затянутся, то думаю съездить в Москву на 1–2 дня. 23 сентября 1935 г. Литвинов».

Текст второй шифровки: «Абиссиния ответила согласием принять предложение «Комитета пяти» как базы для переговоров, причем она рассыпается в благодарностях, заявляя, что предложение вполне отвечает ее собственным желаниям получить помощь для поднятия благосостояния и развития естественных богатств страны. Она ставит лишь условием коллективный международный характер контроля. В «Комитете пяти», когда был сообщен официальный ответ Италии, Лаваль сам предложил признать дальнейшие усилия Комитета бесплодными и сообщить Совету Лиги о неудавшемся примирении. Совет должен будет теперь либо, действуя по статье 15 Устава, выработать рекомендации, невыполнение которых может вызвать применение санкции, либо же Лаваль предложит создать новый Комитет для дальнейших попыток примирения. Вопрос будет поставлен завтра или послезавтра. 23 сентября 1935 г. Литвинов». HP 107, 108, 109.

_________________________

1 В тот же день Сталин ответил: «Ваши 107, 108, 109. Никаких указаний не имею» (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 90. Л. 83).