Докладная записка УНКВД по Московской обл. в ГЭУ НКВД СССР о недочетах в торговле хлебом. 27 декабря 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.12.27
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 5. 1937-1939. Книга 2. 1938 – 1939. Москва РОССПЭН 2006. Стр. 490-493
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 6. Д. 601. Л. 372—379. Подлинник.

№242

В связи с постановлением Экономсовета при СНК СССР от 1 декабря 1939 г., МОИКа от 7 декабря 1939 г. об отмене продажи муки в сельских местностях в районах Московской обл. создались перебои в торговле хлебом. Согласно проведенной нами проверке, выделенные мучные фонды на декабрь с.г. недостаточны для покрытия потребности населения ряда районов, нуждающихся в хлебе.

Егорьевский район: На декабрь выделен фонд муки в 1725,5 т против фактически израсходованных в ноябре 1829 т. Указанный фонд не обеспечивает снабжение хлебом колхозников района. В 1939 г. 20 колхозов с населением около 12 тыс. чел. зерна на трудодни не получили совершенно в связи с неурожайностью, а остальные 160 колхозов получили в среднем по 48,6 кг зерна на одного колхозника в год.

Озерский район: Снабжение жителей города, сельской интеллигенции и служащих печеным хлебом организовано исключительно плохо. На декабрь фонд муки выделен в 682 т против фактически израсходованных в ноябре 778 т. В результате недостаточной выпечки хлеба как в городе, так и в сельской местности, а также отсутствия зерна у колхозников имеют место перебои в снабжении хлебом. В районе имеется 49 колхозов с населением 17 тыс. чел., которые из-за неурожайности зерновых на трудодни не получили.

Виноградовский район: Фонд муки на декабрь для выпечки хлеба установлен в 353 т против фактически израсходованных в ноябре 372 т. Указанный фонд в 353 т полностью обеспечивает только контингент, подлежащий первоочередному обслуживанию — рабочих, служащих и сельской интеллигенции. Кроме этого, в хлебе нуждаются колхозы района. Из имеющихся в районе 41 колхоза 30 в текущем году на трудодни зерна не получили совершенно, а 11 колхозов получили на трудодень от 100 до 500 г, что не покрывает их потребности в хлебе. Остаток фонда после удовлетворения контингента рабочих, служащих и сельской интеллигенции, примерно в 200 т на месяц, недостаточен для покрытия спроса на хлеб нуждающегося в нем сельского населения района. Торговля через буфеты и столовые не организована.

Шаховский район: На декабрь фонд муки выделен в 355,5т против фактически израсходованных в ноябре 411 т. До сих пор точно не установлен контингент рабочих, служащих и сельской интеллигенции. За последние дни наблюдается большой наплыв за хлебом граждан из Смоленской и Калининской областей.

Воскресенский район: На декабрь фонд муки выделен в 847 т против фактического расхода в ноябре в 896 т. Из 58 колхозов района на трудодни зерно получили колхозники 43 колхозов (с населением в них 13 031 чел.) в размерах от 100 г до 1 кг на трудодень. Кроме этого, по району 4103 колхозника совершенно в 1939 г. зерна не получили (колхозы: Грецкая, с. Хорлово, с. Афанасьево, Суханово, а всего 15 колхозов). Таким образом, 17 134 колхозника будут приобретать хлеб из выделенного фонда в 847 т, предназначенного в первую очередь для контингента потребителей, предусмотренного постановлением МОИКа.

Боровский район: На декабрь фонд муки утвержден в 508 т против фактически израсходованных в ноябре 650 т. Продажа в городских магазинах булочных изделий Мосторгом не производится. Выпекаемые 1500 штук булочек распродаются в буфетах школ. Ранее в продажу выпекали 4 тыс. штук. Из 119 колхозов района на трудодни зерно получили только 23 колхоза.

Звенигородский район: На декабрь фонд муки для хлебопечения утвержден в 703 т против фактически израсходованных в ноябре 766 т. Часть колхозов (Савинский, Ершово, Сноково, Козино и другие) имеющееся зерно (запас 1938—1939 гг.) не могут размолоть вследствие плохой работы мельниц. Всего из 7 мельниц района работает 4 с большими перебоями. К числу недочетов в организации торговли хлебом в ряде районов следует отнести неправильное распределение выделенных фондов между населенными пунктами и без учета обслуживаемого контингента. Это привело к созданию больших очередей в местах продажи хлеба.

В Егорьевском районе, несмотря на то, что в городе хлеб продается в среднем более 1 кг на жителя, у магазинов скапливаются большие очереди, главным образом, за счет колхозников, приезжающих из колхозов этого и других районов (Куровский, Воскресенский). Основному контингенту города — рабочим и служащим, приходится простаивать в очередях по 4—5 часов. Распределение фонда по сельпо райпотребсоюзом произведено без учета действительной потребности. В Поминовское сельпо отпускается ежедневно муки 860 кг при наличии рабочих, служащих и сельской интеллигенции 370 чел., Лелечинскому сельпо — 495 кг при снабжении 270 чел., Колычевскому сельпо — 895 кг при снабжении 950 чел. и т.д.

Воскресенский райпотребсоюз не знает контингента потребителей, и распределение фонда муки по отдельным сельпо произведен без учета этого контингента. В Осташевском, Степанищевском сельпо, а также совхозах «Можерез», Городище, Ачкасово в течение нескольких дней не продавался хлеб, так как райпотребсоюз не выделил для них фондов. В райцентре и в рабочих поселках большие очереди граждан захлебом. Рабочие и служащие фактически хлеб приобрести не могут. Очереди заполняются приезжающими колхозниками

Воскресенского и соседних районов (Виноградовского, Луховицкого, часть Егорьевского).

Распределение мучного фонда по сельпо Виноградовского района произведено неправильно, так, например: для райцентра было отпущено 106 т (контингент — 1200 чел.), а для Ваниловского участка (фабрика им. Цюрупы — 2800 чел.) только 60 т. В результате этого рабочие получают хлеба недостаточно (менее 500 г на человека). В связи с этим восемь рабочих шлифовального цеха фабрики им. Цюрупы бросили с утра работу и ушли в очередь за хлебом. По вине председателя Ваниловского сельпо (Канатова) была задержана выпечка хлеба, и к вечеру у ворот этой фабрики скопилось свыше 100 чел. рабочих, членов семей и колхозников с требованием пропустить их на территорию фабрики за хлебом.

Звенигородский райпотребсоюз не сумел практически организовать торговлю хлебом в селе. Учитель Хаустовской школы Перлов ездит за хлебом в г. Звенигород за 22 км, учительницы Михайловской школы Елисеева и Королева ездили за хлебом в пос. Кубинка за 20 км от места своего жительства. В г. Звенигороде, чтобы купить хлеб, нужно простоять несколько часов в очереди. Продажу хлеба на фабрике «Вперед» (Виноградовского района) производят только по 1 кг в одни руки. За хлебом образуются большие очереди, и рабочие вынуждены ездить в Москву. В связи с сокращением продажи хлеба большая часть колхозников Боровского района заполняет очереди в городских хлебных магазинах. Покупка хлеба для рабочих предприятий крайне затруднена.

Из-за неподготовленности к продаже хлеба в сельских местностях в ряде районов (Виноградовский, Егорьевский, Воскресенский, Орехово-Зуевский, Серпуховский, Боровский, Солнечногорский) отмечены факты продажи хлеба для установленного контингента по спискам.

Создавшееся напряженное положение в торговле хлебом вызвало со стороны отдельной части населения отрицательные настроения: «Зачем прекратили продажу хлеба в деревнях, а если и торгуют, то только по одному кг дают в одни руки. Не могу же я, работая на фабрике, приходить всей семьей и становиться в очередь за хлебом. Хлеб-то мы все равно едим, но только нас этим заставили хлеб брать не у себя в магазинах, а таскать на горбу из города за 18 км» (рабочий Боровской фабрики Рыжов В.Е.).

«Скорее бы вводили карточки, дело верней будет, а только скромничают и боятся сказать, что у них нет хлеба» (Колмыков А.П. — рабочий фабрики, Боровск[ий] район).

«Говорили — у нас хлеба запасено на 10 лет, а оказывается — на 10 дней нет запаса муки. Вот я в Москву ездил и привез хлеба. Там хлеба много, только очереди большие. Да, плохо, как мы будем жить дальше» (Елкин М.П. — рабочий фабрики «Катушка», Петушинск[ий] район),

«Что-то делается непонятное. Ведь мукой не разрешили торговать в сельской местности, говорят, и хлебом не будут торговать. Это потому, что все отправили в Польшу да теперь добавят в Финляндию, а наш колхозник заработал голые трудодни. Сиди да слушай, как нашим по радио хлопают в ладоши, а жрать-то будет нечего. Карточную систему боятся ввести, но это бьшо бы лучше для нас». (Григорьев Ф.Д. — д. Андреевская Истринского района, бывший кулак).

«Голод. До чего мы дожили, не можем детей обеспечить хлебом» (Акулов П.И. — с. Дединово Луховицкого района).

«Хлеба теперь не будет, рабочих во время обеда кормят дорогим печеньем. Вот зарабатываем на фабрике 5 руб. в день. Их и проешь, а семья — как хочет.

Надо куда-нибудь удирать отсюда, а то погибнем с голоду» (Елкин И.П. — рабочий фабрики «Катушка», Петушинский район).

«Вот как нас кормят коммунисты, даже хлеба нет. Весь хлеб, видно, в Германию и в Польшу увезли, а нас баснями кормят» (Михайлин — рабочий фабрики «Катушка», Петушинский район).

Перебои в торговле хлебом имеют место в Лопасненском, Малоярославецком, Верейском, Загорском, Уваровском, Рузском, Куровском, Талдомском, Красногорском, Ногинском, Подольском, Красно-Пахорском районах. О вышеизложенном информирован МК ВКП(б).

Начальник Управления НКВД МО старший майор госбезопасности Кубаткин