Спецсообщение НКВД Чувашской АССР в ГЭУ НКВД СССР о распределении урожая в колхозах республики. 19 декабря 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.12.19
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 5. 1937-1939. Книга 2. 1938 – 1939. Москва РОССПЭН 2006. Стр. 488-490
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 6. Д. 602. Л. 394—400. Подлинник.

№241

В ряде колхозов Чувашской республики не распределен хлеб на трудодни ввиду неурожая. В связи с этим антисоветские элементы села проявляют свои враждебные действия против колхозного строя путем агитации о невыходе на колхозную работу, за сокращение поголовья скота, отказ от организации новых ферм, расхищение колхозного хлеба и т.д. В результате чего среди некоторых колхозников и руководителей колхозов проявляется упадническое настроение, нежелательный выход колхозников на работу и расшатывание трудовой дисциплины.

Также плохое положение с фуражом для скота. За неимением фуража скот личного пользования сбрасывается на рынок и уничтожается на мясо. В колхозе «Красное Сормово» Канашского района валовой сбор урожая 1939 г. выразился в 1880 ц, а на расходы требуется 3454 ц, из них: 1050 ц на семена, 1739 ц на фураж и государственные поставки — 615 ц, не хватает 1574 ц, без распределения на трудодни. В таком же положении колхозы: «Чувашский ЦИК», «1 Мая», им. Калинина и другие Канашского района.

В Шихазановском районе в 40 колхозах хлеб по трудодням не распределяется. В колхозе «Правда» д. Тузи-Чурино от валового сбора урожая 1939 г. после выполнения обязательных поставок хлеба государству и создания семенного и страхового фонда недостает фуража для обобществленного скота около 500 ц без распределения колхозникам по трудодням. Всего выработано трудодней 38 тыс. Из 110 хозяйств в колхозе не имеют хлеба 35 хозяйств, более 40 хозяйств питаются исключительно лебедой. Скот личного пользования сбрасывается на рынок и уничтожается на мясо. Колхозник этого колхоза Ионов Петр, 40 лет, с женой, оба слепые, имеют 4 детей, из них один — 17-летний сын, бросил семью и работает в отходничестве. В колхозе выработали 10,901* трудодня. Авансом за 1939 г. получено 20 пуд. [хлеба] и 20 пуд. из кассы взаимопомощи. В настоящее время сидят голодные. Таких хозяйств около 14, которые содержатся исключительно за счет помощи от колхоза.

В Шупосинском колхозе «Шмидт» из 151 хозяйства имеют своего хлеба лишь 15 хозяйств, остальные хозяйства проживают за счет посторонних заработков, реализации личного скота и имущества. Колхоз не имеет фондов для распределения по трудодням и оказания помощи маломощным хозяйствам.

Колхозница Акеткинского колхоза Советского района Иванова Христиния, 50 лет, инвалидка, в колхозе с 1930 г., имеет 5 детей, старшему 13 лет, муж умер от туберкулеза, в колхозе выработала 63 трудодня, авансом получила из колхоза 2,33 ц, двое детей перестали ходить в школу за неимением хлеба и одежды, проживают в холодной избушке, дети младших возрастов имеют признаки заболевания от недоедания.

Колхозник этого же колхоза Никитин Николай, свыше 60 лет, жена слепая, сын инвалид 1-й группы, также совершенно не обеспечены. Таких хозяйств в колхозе насчитывается до 16 хозяйств.

Торговля хлебом в населенных местностях в районе организована плохо. Хлебный фонд Шихазановскому району на декабрь урезан наполовину, если в ноябре райпотребсоюз получил 108 т, то в декабре — 45 т, а потому печеным хлебом в сельских местностях снабжаются только школы. Такое же положение имеется в Аликовском, Вурнарском и других районах республики.

В Комсомольском районе более 30 колхозов не имеют хлеба для распределения по трудодням, в Шемуршинском — в 6 колхозах, в Чкаловском — 5, в Мар[иинско]-Посадском — 4, в Янтиковском — в 6 колхозах и т.д.

В связи со слабой материальной обеспеченностью в колхозах некоторые колхозники самовольно бросают колхозную работу и уходят в отходничество.

В колхозе «Производитель» Канашского района имеется трудоспособных 330 чел., из них на колхозной работе участвуют только 80 чел., а 250 чел. имеют менее 80 трудодней и работают исключительно на стороне.

Некоторые председатели колхозов, мотивируя тем, что в нынешнем году недород хлеба, отказываются от руководства колхозом и, без ведома райзо и других районных организаций, оставляют колхозы и уходят на посторонние заработки. Председатель Хыймалокасинского колхоза Ишлейского района Кондратьев написал заявление о том, что он отказывается от руководства колхозом, повесил это заявление на двери своего кабинета и ушел ткать кули, с тех пор не появляется в канцелярии колхоза. Председатель колхоза «Шу-пось» того же района Захаров М.В., оставив печать колхоза у своего заместителя и получив 500 руб. из колхозных средств, скрылся и по сегодняшний день не возвращается. Бригадир колхоза «Кр[асная] Шатьма» Траковского района Никитин Ефим Никитич, бывший военнопленный, антисоветски настроенный, по вопросу о колхозной жизни среди колхозников открыто заявил: «Пускай Советская власть меня расстреляет, я не могу жить больше на свете, ибо мне надоела эта власть».

Заведующий райзо того же района Макаров, разрабатываемый нами как антисоветский элемент, когда к нему обратились представители колхозов по вопросу о выдаче хлеба авансом, заявил: «Работать в данный момент трудно, надо избить кого-нибудь из колхозников, чтобы поскорее сняли с должности заведующего райзо».

Завхоз Мордово-Тюхинского колхоза Шемуршинского района, из бывших кулаков, Урланов Василий, по вопросу об организации овцеводческой фермы заявил: «Фермы нам совершенно не нужны, надо их аннулировать, хлеба самим не хватает».

В колхозе «Дуброво» Комсомольского района все хозполиткампании проходят медленно, колхозники категорически отказываются от выхода на колхозную работу. Колхозник данного колхоза Крылов Михаил на вопрос, почему он не выходит на работу, открыто заявляет: «В этом году хоть и работай, все равно на трудодни мало достает, лучше уйти на производство».

Отмечен ряд случаев, что антисоветский элемент села покушался на колхозную собственность путем поджога колхозных токов и растранжиривания колхозного хлеба. Например, гражданка Ильина Марфа, муж которой репрессирован за контрреволюционную деятельность в 1938 г., вместе со своим родственником Николаевым Измаилом совершила поджог гумна Акеткинского колхоза Советского района. В результате пожара сгорело на току 16 скирд необмолоченной ржи и 2 скирды пшеницы. (Последние нами арестованы и привлекаются к ответственности.)

Наши мероприятия: 1. О состоянии колхозов нами информирован секретарь обкома ВКП(б). 2. Все факты антисоветских проявлений со стороны отдельных лиц нами взяты на учет, и ведется активная агентурная разработка.

Наркомвнутдел Чувашской АССР капитан госбезопасности Катков

Начальник ЭКО НКВД Чувашской АССР лейтенант госбезопасности Сергеев

1* Так в тексте.