Каганович, Молотов — Сталину 2 октября 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.10.02
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 506-507
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Оп. 11. Д. 86. Л. 6–7. Подлинник. Машинопись; Ф. 558. Оп. 11. Д. 51. Л. 3–4. Машинописный текст с правкой Кагановича. Подписи — автографы.

Шифровка.

Из Москвы 2/Х — 34 г. в 3 час. 30 мин. Вх. № 93.

Гагры. Тов. Сталину.

Мы намечаем посылку ноты Хироте в ответ на его ноту от 4 сентября по поводу арестов на КВЖД — Мы полагаем, что теперь посылка такой ноты уже не может повредить переговорам о КВЖД — Оставлять же ноту Хироты совсем без ответа нецелесообразно, поскольку эта нота содержит тяжелые обвинения против служащих КВЖД, а также против наших видных деятелей и прессы за якобы безответственные и провокационные выступления против Японии. Наконец, посылка нашей ноты подготовит почву для постановки нами к концу переговоров требования об освобождении арестованных до или, по крайней мере, одновременно с подписанием соглашения. Проект ноты составляет пять страниц, ввиду необходимости опровергнуть все утверждения Хироты.

Излагаем кратко содержание:

В первом пункте приводятся официальные цифровые данные КВЖД, целиком опровергающие основное обвинение Хироты, будто за последние месяцы было много крушений японских воинских поездов, организованных советскими служащими, и будто жертвами крушений были преимущественно японцы, а советские граждане страдали редко.

Поскольку нота Хироты вызывает впечатление, что в нападениях на КВЖД виновна советская сторона, второй пункт содержит указание на все возможные меры, принимавшиеся советской стороной в правлении КВЖД. Этому противопоставляется поведение маньчжурских властей.

Ввиду заявления Хироты, что военное министерство не выпускало коммюнике, против которого мы протестовали, в третьем пункте приводится цитата из бюллетеня официозного японского телеграфного агентства, передающего коммюнике этого министерства.

В четвертом пункте отвергаются обвинения наших деятелей и печати в антияпонских выступлениях и этому противопоставляются агрессивные и воинственные высказывания против СССР японских газет и видных деятелей.

В пятом пункте констатируется, что «присоединившись полностью к тем обвинениям, которые были выдвинуты в оправдание незаконных действий японско-маньчжурских властей, японское правительство санкционировало эти действия и фактически поощрило дальнейший произвол местных властей Маньчжурии». В результате этого число арестованных сильно увеличилось, причем, как выяснилось после вручения первой ноты, арестованные подвергаются избиениям и пыткам.

Заключительная часть гласит: «Считая ввиду изложенного не подлежащей никакому сомнению ответственности японского правительства за указанные выше действия японско-маньчжурских властей на КВЖД, советское правительство поручило мне заявить вам, господин министр, повторный протест против продолжающихся арестов и пыток над советскими гражданами в Маньчжурии и сообщить вам, что оно ожидает принятие японским правительством мер к немедленному освобождению всех невинно арестованных советских служащих на КВЖД».

Просим сообщить ваше мнение1. HP 118, 119, 120.

Каганович, Молотов.

________________________

1 В тот же день шифром из Сочи в 13 час. 46 мин. Сталин ответил согласием (Там же. Д. 86. Л. 5). Нота была опубликована в газетах 10 октября. Подробности обмена нотами по поводу ареста советских служащих КВЖД см.: ДВП. Т. XVII. С. 566–568, 624–628.